22.03.10 | Информнаука: Нанотехнологии Информнаука

Представлен новый метод измерения температуры наночастиц

Специалисты из Института спектроскопии РАН и Троицкого института инновационных и термоядерных исследований предложили новый метод измерения температуры наночастиц.

Большой научный и практический интерес к наночастицам предполагает и интерес к их физическим, химическим и термодинамическим свойствам. Поляризуемость, магнитный момент, потенциал ионизации, оптический отклик и многие другие свойства наночастиц зависят от их температуры (внутренней энергии).

Существующие методы измерения температуры наночастиц имеют свои ограничения: приложимы только к большим нанокластерам с кристаллической структурой, к горячим или возбужденным кластерам и т.п. Ученые из Института спектроскопии РАН и Троицкого института инновационных и термоядерных исследований предложили метод измерения температуры нанокластера (CO2)N с помощью молекул SF6, используемых в качестве миниатюрных зондов-термометров. Об этом пишет «Журнал экспериментальной и теоретической физики» (том 137, выпуск 4, 2010 г.).

Суть метода в том, что пучки молекул SF6 и наночастиц пересекаются, молекулы захватываются наночастицами, и через определенное время испаряются с их поверхности. В результате молекулы несут информацию о скорости и температуре наночастиц.

Авторы исследования предполагают, что если в данном методе в качестве зондов-термометров использовать атомы гелия или неона (с их очень низкой энергией испарения), а для измерения кинетической энергии испарившихся атомов использовать времяпролетный метод, то, в принципе, можно определить температуру практически любых наночастиц в пучке.

Институт спектроскопии РАН и Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований