Ежегодные прививки от гриппа больше не понадобятся

Американским исследователям удалось создать универсальную вакцину против гриппа. Новая вакцина стимулирует выработку антител, связывающихся с консервативным участком оболочки вируса, и поэтому эффективна против разных штаммов гриппа. Испытания на мышах подтвердили, что использование такой вакцины защищает от заболевания гриппом независимо от подтипа вируса.

Вакцинация – это самый эффективный способ борьбы с вирусными заболеваниями. Введение антигена, например, белка вирусной оболочки, приводит к тому, что в организме человека вырабатываются антитела на этот белок. Встреча с вирусом перестает быть опасной, потому что иммунные клетки уже научились с ним бороться. К сожалению, эта схема работает не всегда: некоторые вирусы очень быстро мутируют. Уже через год навыки иммунной системы оказываются бесполезными, потому что оболочка вируса очень сильно изменилась, и антитела ее просто не узнают. Один из самых изменчивых вирусов – это вирус гриппа, именно поэтому врачам приходится каждый год создавать новую вакцину, а пациентам – каждый год принимать ее или болеть гриппом.

Вакцины против гриппа содержат два белка его оболочки: гемагглютинин и нейраминидазу. Сокращенно эти белки называются H и N, а конкретный штамм обозначают, указывая их тип (например, в прошлом году был распространен грипп H1N1, с которым до этого человечество не сталкивалось несколько десятилетий). Многие исследователи работают над тем, чтобы найти консервативные участки белков H и N, чтобы созданная на их основе вакцина была эффективной для разных штаммов. Большого успеха в этой работе добилась команда исследователей из Медицинской школы Маунт Синай и Исследовательского института Скриппса.

Ученые работали с созданными в клеточной культуре антителами, реагирующими на разные штаммы гриппа. Они показали, что такие антитела связываются с «ножкой» гемагглютинина – фрагментом белка, расположенным близко к мембране вируса. Когда животное контактирует с цельным вирусом, его иммунные клетки, как правило, не образуют антител к этому фрагменту, предпочитая поверхностные участки гемагглютинина. Чтобы получить антитела к основанию гемагглютинина в живом организме, исследователи синтезировали небольшой пептид, аналогичный основанию гемагглютинина, и ввели его мышам. Выяснилось, что образующиеся после такой прививки антитела защищают мышей от заболевания гриппом разных штаммов (H3N2, H1N1, H5N1). Статья об исследовании выйдет в следующем выпуске «Proceedings of the National Academy of Sciences», но уже сейчас доступна на сайте журнала.

Питер Палезе (Peter Palese), один из авторов исследования, дал интервью журналу «Scientific American». Он поясняет: «Гемагглютинин похож на гриб, и антитела атаковали ножку гриба. И когда мы синтезировали ножку отдельно, то мы показали на мышах, что эта ножка вызвает кросс-реактивный иммунный ответ».

Испытания вакцины продолжатся на других животных. Ее массовое производство может оказаться дешевле, чем производство сегодняшних вакцин, потому что нет необходимости работать с живыми вирусами. Уже через несколько лет могут начаться первые испытания на людях-добровольцах, и, если созданная американскими учеными вакцина окажется эффективной и безопасной, то человечество будет сталкиваться с гриппом так же редко, как сегодня – с дифтерией или коклюшем. Это очень важно, потому что грипп – опасная болезнь: у людей с ослабленным иммунитетом (например, пожилых) часто развиваются тяжелые осложнения. По данным ВОЗ, от гриппа и его последствий в мире ежегодно умирает почти 500 000 человек.

Теги