Древесные кольца иногда противоречат моделированию климата

Американские учёные пришли к выводу, что некоторые периоды похолодания на Земле, вызванные извержениями вулканов, не могут быть расшифрованы при анализе древесно-кольцевых хронологий, так как достаточно большие перепады температуры приводят к значительному сокращению и даже отсутствию вегетационного периода.

«Мы знаем, что древесные кольца описывают большинство изменений температуры достаточно хорошо, – говорит Майкл Манн (Michael Mann), профессор метеорологии и геологии, директор Центра наук о Земле Университета штата Пенсильвания (один из фигурантов климатгейта, оправданный в 2010 году комиссией по научной этике. Подробности. – STRF.ru). – Проблема состоит в реакции на кратковременные интенсивные периоды охлаждения климата, возникающие вслед за очень мощными извержениями вулканов. Взвешенные частицы вулканического пепла отражают часть солнечного излучения, и в течение нескольких лет после извержения планета охлаждается».

Кольца на пнях спиленных деревьев дают нам информацию о климате Земли в прошлом. Для каждого года кольца уникальны, в них отражаются погодные условия, повлиявшие на вегетационный период в этом году. При реконструкции климатических условий исследователи ищут деревья, растущие в самых экстремальных условиях, – либо высоко в горах, либо на Севере, в лесотундре. Рост таких деревьев контролируется температурой в гораздо большей степени, чем осадками или наличием солнечного света и питательных веществ в почве.

«Проблема в том, что, если температура упадёт всего лишь на пару градусов, рост таких деревьев практически останавливается и теряется чувствительность к любому дальнейшему охлаждению. В крайнем случае, за всё время похолодания образуется одно кольцо, – говорит Манн. – Дополнительная сложность ещё и в том, что отсутствие некоторых колец ведёт к ошибкам в хронологии при подсчёте колец назад во времени».

Майкл Манн вместе с профессором метеорологии Хосе Д. Фуэнтесом (Jose D. Fuentes) и адъюнкт-профессором экологии Роджером Уильямсом сравнил значения среднегодовых температур, полученные при анализе древесных колец, с оценочными значениями, полученными при компьютерном моделировании последствий извержений. Исследователи отметили несоответствия этих значений. Так, после извержения 1258 года моделирование климата прогнозирует падение средней температуры на 3,5 градуса Фаренгейта (около 2 градусов Цельсия), но анализ древесных колец показывает падение только на 1 градус Фаренгейта, причём оно запаздывает на несколько лет. Аналогично выглядят расхождения после других извержений – 1452–1453, 1809 и 1815 годов.

Кроме того, исследователи отметили, что взвешенные частицы вулканического пепла рассеивают свет по поверхности Земли. Деревья растут лучше при непрямом солнечном освещении, но этот эффект малозначим по сравнению с уменьшением температуры и сокращением вегетационного периода.

«Учёные изучают реакцию климата на такие природные факторы, как вулканы, чтобы понять, насколько климат Земли может быть чувствителен к увеличению концентрации парниковых газов в результате человеческой деятельности, – объясняет Манн. – Прошлые исследования с использованием древесно-кольцевой хронологии, вероятно, недооценили эту чувствительность».

Источник информации:

Штутгартский зоологический и ботанический сад Wilhelma

"ВильгЕльма" - крупнейший в Европе комбинированный зоо-ботанический парк, в котором в комфортных условиях содержится свыше 8000 животных более чем тысячи различных видов, а также представлено более 5000 экзотических растений, Парк занимает территорию бывшей королевской усадьбы, изначально спланированной в середине XIX века как ботанический сад с оранжереями для экзотических растений и павильонами минеральных источников. В нынешнем виде существует с 1950 года. Одной из особенностей зоологической составляющей "Вильгельмы" является возможность непосредственного контакта посетителей с животными - конечно, только если это безопасно и для тех, и для других. Например, можно погладить пингвина или даже почувствовать себя цветком в оранжерее, где живут бабочки и колибри. 22 августа 2010 года