Российские учёные выяснили причину гибели клеток сердца у гипертоников

Повышенное артериальное давление, или артериальная гипертензия, распространённая в наше время болезнь, стимулирует гибель клеток миокарда – кардиомиоцитов. Специалисты кафедры общей патологии и патологической физиологии Российского университета дружбы народов под руководством доктора медицинских наук, профессора Виктора Фролова доказали, что гибель кардиомиоцитов вызвана нехваткой энергии и пациенту можно помочь, прописав ему макроэргические препараты.

При повышенном давлении сердцу приходится перекачивать больший объём крови, нагрузка на сердечную мышцу возрастает, её клетки гипертрофированы. В такой ситуации митохондрии не справляются с энергообеспечением клеток, а нехватка энергии – одна из причин программируемой клеточной гибели – апоптоза. Но у него могут быть и другие причины. Доказать, что клетки погибают именно от дефицита энергии, можно, анализируя активность клеточных ферментов. Если апоптоз вызван внешними причинами, повышается активность ферментов каспазы-8 и каспазы-3, при энергетической недостаточности – только каспазы-3.

Исследователи работали с кроликами, у которых вызывали артериальную гипертензию, сужая на треть диаметр брюшной аорты над местом отхождения почечной артерии. Кроме того, они изучали крыс линии SHR, которые имеют наследственную предрасположенность к повышенному давлению, и крыс линии Вистар–Киото с нормальным давлением. Эксперименты с кроликами и крысами проводили по единой схеме. Одна группа животных с повышенным давлением не получала никакого лечения, второй внутримышечно в течение десяти суток вводили препарат, содержащий фосфокреатин – вещество, снабжающее клетку энергией. Третью, контрольную, группу составляли животные с нормальным давлением. В соответствующие сроки животных умерщвляли и исследовали активность каспаз во фрагменте сердечной мышцы, взятой из стенки левого желудочка.

Как показал сравнительный анализ ферментативной активности, при гипертонии, вызванной нарушением кровоснабжения почек, причиной гибели клеток сердечной мышцы стала нехватка энергии. Курс фосфокреатина нормализует уровень фермента и позволяет предотвратить апоптоз. При генетически обусловленной гипертензии природа апоптоза сложнее, он вызван не только внутренними, но и внешними факторами, однако дефицит энергии и в этом случае играет определяющую роль.

Препараты фосфокреатина хорошо известны, их назначают пациентам с нарушением кровообращения: при инсультах, ишемии, инфаркте миокарда. Они улучшают энергетический обмен тканей. Возможно, эти препараты окажутся полезными и больным артериальной гипертензией.

Работа выполнена при поддержке федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы.

Источник информации:

М.М. Азова, М.Л. Благонравов, Е.А. Демуров, В.А. Фролов «Энергетический дефицит как возможный фактор индукции каспазозависимого апоптоза клеток миокарда левого желудочка при генетически обусловленной и вторичной артериальной гипертензии». Бюллетень экспериментальной биологии и медицины, 2012, том 153, № 6.

Рефрактометрия в НИИ офтальмологии им. Гельмгольца РАМН

У большинства людей визит к офтальмологу ассоциируется со знакомыми с детства буквами Ш, Б, М, Н, К в таблице, разработанной Сергеем Головиным и его учеником Д.А. Сивцевым в 1923 году. Для маленьких детей и неграмотных взрослых буквы заменены разрезанными с разных сторон окружностями (таблица Головина на основании символов Ландольта) либо картинками (таблица Орловой). Впервые таблицу применил голландcкий офтальмолог Герман Снеллен в 1862 году; сейчас в странах с латиничной письменностью используется именно она, усовершенствованная в 1976 году американским оптометристом Иэном Бейли совместно с австралийской коллегой Джен Лови-Китчин (буквы E, F, P, T, O, Z). В Японии применяется таблица Головина. В Китае, где большинство населения не владеет латиницей – гибридный вариант, состоящий из буквы Е, повёрнутой в разные стороны, либо таблица из цифр.
Несмотря на незаменимость таблиц Снеллена, Сивцева и Головина, они дают лишь приблизительное представление об остроте человеческого зрения, умалчивая о других дефектах. Поэтому уже многие десятилетия чтению букв с расстояния в шесть метров или двадцать футов предшествует рефрактометрия – инструментальное исследование оптических свойств человеческого глаза. Задача рефрактометрии, которая сейчас проводится с помощью автоматических компьютеризированных установок – выявление миопии, гиперметропии или астигматизма. Есть и оптомеханические рефрактометры, которые ещё встречаются в некоторых клиниках, например, рефрактометр совмещения Хартингера, однако в московском институте глазных болезней имени Гельмгольца используется современный прибор японской компании «Найдек». Обследуемый ставит голову на специальную подставку прибора и смотрит в окуляр на картинку, в этом случае – цветной рисунок с воздушным шаром, висящим над автомагистралью, которая становится то расплывчатой, то более четкой, никаких комментариев от него не требуется. Процедура для каждого глаза повторяется несколько раз, как правило три, по итогам определяется усреднённое значение. На выходе врач получает распечатку, на основании которой проводится обследование по таблицам с использованием коррекционных линз и другие исследования.