Наука и технологии России

Вход Регистрация

«Молодежь выбирает комфорт, а не сверхприбыль»

В рамках Международной научной конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» прошёл ряд мероприятий, связанных с вопросами трудоустройства выпускников различных вузов, в их числе – круглый стол на тему «Инновационная промышленность в Российской Федерации», в котором представители компаний и разработчики программ молодёжной политики поделились опытом работы с участниками конференции. Круглый стол организован при участии интернет-издания STRF.ru.

Теория и практика инженерного дела

Виктор_Парфёнов
Виктор Парфёнов

Первым перед студентами и молодыми учёными выступил представитель ОАО «Росэлектроника», куратор проекта «Работай в России» Виктор Парфёнов. Он отметил важную роль взаимодействия предприятий с вузами и другими образовательными организациями, особенно в условиях санкций, и рассказал о проекте «Работай в России», реализуемого под эгидой Союза машиностроителей России. Проект ставит перед собой ряд задач, среди которых поддержка и развитие профориентационных инициатив, формирование кадрового резерва высокотехнологичных отраслей экономики и популяризация рабочих и инженерных профессий, а его главная цель – это объединение разрозненных молодёжных инициатив и создание медийной площадки для диалога. Проект «Работай в России» реализуется с лета 2015 года, и за это время успел провести несколько десятков мероприятий в разных регионах страны. Сейчас готовится к запуску сетевой портал проекта.

«Портал будет объединять информационный потенциал работодателей со всей России, в том числе министерств – у нас уже есть договорённости с Минтруда и Минпромторгом, которые помогают нам привлекать промышленные компании и корпорации», – отметил Парфёнов.

Участниками проекта на сегодняшний день являются 7,5 тысяч российских предприятий из 68 регионов. В том числе такие гиганты, как «РОСНАНО», Объединённая судостроительная корпорация, «Роскосмос». По мнению Парфёнова,

одной из важных инициатив для популяризации инновационной отрасли и привлечения школьников и студентов к работе на производстве станет акция «Неделя без турникетов», когда предприятия будут принимать у себя всех заинтересованных граждан.

«В прошлом году масштаб был таков: 350 предприятий из 40 регионов России приняли более 35 000 школьников, студентов и их родителей. Люди реально увидели действующие производства. Причём 2/3 из них – впервые», – рассказал Парфёнов, добавив, что такое знакомство с производством, по крайней мере, даст ребятам шанс представить себе, что значит работать в промышленной компании. 

Молодёжь – стратегический резерв нации

Размышлениями о том, что говорит статистика про современную российскую молодёжь и как направить её энергию в конструктивное русло, поделился эксперт в области молодёжной политики, руководитель Центра стратегического прогнозирования и долгосрочного планирования Московского государственного университета Алексей Андреев.

Алексей_Андреев
Алексей Андреев: «Схема развития России оптимальна для ресурсного благополучия»

Спикер обратил внимание собравшихся на то, что у молодёжной политики практически любой развитой стороны сегодня есть несколько задач, главная из которых – привлечь молодое поколение на рынок труда. Важно «заставить молодёжь работать», дав ей при этом отдушину – возможность реализоваться в бизнесе, политике или других сферах. От того, насколько конструктивна будет эта деятельность и насколько молодые люди будут удовлетворены её результатом, зависит успех страны в будущем. И развитие технологий позволяет снять напряжённость, перенаправив в эти отрасли энергию и креативность молодёжи. Но в России есть свои особенности.

«Схема развития России оптимальна для ресурсного благополучия, – считает Андреев. – Когда говоришь со многими нашими экономистами и управленцами, они часто рассуждают о том, что инновационная экономика, по большому счёту, нужна нам только для того, чтобы защищаться».

К тому же современная молодёжь России уже не слишком пассионарна, добавил эксперт. Она стала более склонной выбирать комфорт, а не сверхприбыль, уверенность, а не риск. Поэтому, чтобы привлечь молодых людей, необходимы значительные вложения, а в нашей стране государственные затраты на молодёжную политику в десятки раз ниже, чем в Евросоюзе, где наблюдаются схожие проблемы.

Получается парадокс, пояснил Андреев.

С одной стороны, из-за недостатка централизованной поддержки в России предпринимательская сфера в целом и молодёжная политика в её рамках становится частью «неформальной экономики», доля которой достигает 25–30 %. С другой стороны, при таких пространствах и исторических особенностях наша страна не может обойтись без сильной централизованной власти, значит, и бремя молодёжной политики во многом должно лежать на правительстве.

Возможным решением могла бы стать система цифрового управления, но для этого, опять же, необходимо развивать базу (например, сейчас в России нет ни одного адекватного показателя для оценки эффективности молодёжной политики, уточнил спикер), а кроме того, активнее взаимодействовать с местными властями.

Примеры с постсоветского пространства

На круглом столе были представлены и иностранные стратегии реализации молодёжной политики. Так,  руководитель Центра развития молодёжного предпринимательства Белорусского государственного университета Любовь Шумская подняла тему трансформации образования, для развития пути к инновационной деятельности: «Когда мы говорим об образовании, безотносительно государства и региона, мы всегда должны понимать тот факт, что образование есть элемент целостной социальной системы общества. Если в обществе происходят радикальные перемены, это неизменно влечёт за собой реформацию образования».

Любовь_Шумская
Любовь Шумская: «Запросы работодателей сместились в сторону личностных качеств и умения быстро осваивать новый матер тииал»

В нынешней ситуации «политической турбулентности» человек вынужден учиться на ходу встраиваться в эту переменчивую социальную реальность. Особенно это актуально для Белоруссии, «социалистического рая» на постсоветском пространстве, ведь чтобы выйти на внешний «дикий рынок» белорусским компаниям приходится преодолеть ещё и «культурный шок». «Теперь мы осмысляем все эти процессы и понимаем очень хорошо, что для нашей страны инновации – это не только проблемы масштабов человечества, но и наша проблема. У нас нет ресурсов. Наш главный козырь – это инновации»,  – пояснила Шумская.

А что же ищут инновационные компании в новых работниках? Оказывается, запросы к персоналу сильно изменились: если раньше работодатели в первую очередь обращали внимание на профессиональные навыки и образование, то сегодня в центре внимания личностные качества и умение быстро осваивать новые компетенции. А для тренировки таких черт хорошо подходит формат бизнес-образования. При этом важна личность и навыки преподавателя: необходимо, чтобы педагоги сами находились в постоянном контакте с производствами, а также регулярно проходили обучение.

Площадка для диалога

Кроме того, перед студентами выступили бизнес-ангелы и представители малых инновационных предприятий. Например, Константин Шадрин, директор малого инновационного предприятия «Lemph» подчеркнул положительную роль санкций в развитии российской экономики и «инициативы снизу».

«Предприниматели – это то, что сейчас необходимо нашему правительству,– сказал Шадрин. – Развитие предпринимательства – это реальный механизм, который позволит переложить ответственность за полномасштабное развитие экономики на людей, а они уже возьмут жизнь в свои руки. С другой стороны, работники по найму нужны не меньше. Ведь предприниматели некоторым образом «портят кровь» всей стране – они гнут свою линию и начинают игнорировать правительство. А люди, которые планируют работать по найму, становиться профессионалами – они заинтересованы в стабильности. Нужны и те, и другие».

Президент молодёжного общества Удмуртского государственного университета Андрей Мельников в свою очередь рассказал, как в Удмуртии, на родине автомата Калашникова, развиваются инициативы дополнительного образования и разработок нового технологического уклада с опорой на оборонно-промышленный комплекс.

По окончании выступлений студенты получили возможность пообщаться с участниками круглого стола, задать им вопросы, а также продолжить более глубокое изучение проблематики в рамках последовавших узких секций.

РЕЙТИНГ

4.77
голосов: 95

Обсуждение