Наука и технологии России

Вход Регистрация

«Проблема воспитания остаётся главной для современного образования»

Назначение Ольги Васильевой главой Министерства образования и науки Российской Федерации вызвало в профессиональном сообществе много эмоций. Женщина-министр, гуманитарий, одним из приоритетов которой является «забота об учительстве»... Когда первые эмоции после новости об отставке Дмитрия Ливанова улеглись, оказалось, что многие в научно-образовательном сообществе положительно оценивают выбор новой кандидатуры на пост министра. Серьёзные надежды возлагает на Ольгу Васильеву первый зампред комитета Госдумы по образованию Олег Смолин. Именно такие руководители сейчас необходимы в системе управления образованием и наукой, считает заместитель президента РАН Владимир Иванов. Помощник президента РФ Андрей Фурсенко, руководивший восемь лет Минобрнауки России, уверен, «что преемственность в работе министерства сохранится». Согласен с коллегами и ректор Российского университета дружбы народов (РУДН) Владимир Филиппов, который в течение шести лет возглавлял Минобразования. По просьбе редакции портала «Экспир» он ответил на вопросы, которые волнуют сегодня сообщество в связи с переменами в руководстве министерства.

Владимир_Филиппов Владимир Филиппов: «Когда работа идёт не для кого-то, а вместе с кем-то, тогда она более эффективна, тогда она – на благо всего российского образования и науки»

Стало ли для вас назначение Ольги Васильевой на пост министра неожиданностью?

– Можно сказать, что любой вариант в данном случае стал бы неожиданным, поскольку выбор кандидатур на этот пост был весьма широк. Но, с другой стороны, когда знакомишься с биографией Ольги Васильевой, понимаешь, что это одно из очень обоснованных назначений. Для многих она – лицо известное, серьёзный профессионал. Хорошо знакома с проблемами системы общего и высшего образования изнутри, поскольку работала и в школе, и в одном из лучших вузов страны – Российской академии госслужбы при Президенте РФ. Есть опыт работы и в академическом институте.

Многих смущает, что новый министр – гуманитарий.

– Когда-то это должно было случиться: министром образования и науки, наконец-то, должна была стать женщина. Кроме того, наверное, действительно разумно: чередовать на этом посту технарей и гуманитариев. Хочу подчеркнуть, что Ольга Юрьевна большой профессионал в области воспитания. Очень много она сделала для грамотного выстраивания отношений с различным общественными организациями. В том числе религиозными.

Проблема воспитания в системе образовании во все времена являлась ключевой задачей. Остаётся она главной и для современного образования. Особенно в сегодняшних стремительно меняющихся реалиях при наличии всепроникающего Интернета.

С образованием у нового министра связи тесные. А что с наукой?

– И тут у Ольги Юрьевны преимущество. Вряд ли кто скажет, что ей неизвестны проблемы РАН. Долгое время она работала в академическом институте. В том числе готовила там свои диссертации. Те, кто говорил, что предыдущие составы министерства были не знакомы с ситуацией в РАН, теперь лишились своих козырей.

Не встанет ли в ближайшее время на повестке вопрос о разделении «образования» и «науки»? Или о создании аналога ГКНТ?

– На данном этапе этот вопрос не актуален. По крайне мере в течение ближайших двух лет: до момента назначения нового Правительства РФ после выборов Президента РФ. Думаю, не стоит тратить силы на обсуждение подобных предположений. Сегодня и без того накопилось много проблем в образовании и науке, которые нуждаются в оперативном решении.

Какие риски на пути нового министра возможны в ближайшее время? На что стоит обратить особое внимание?

– Риски очевидны. В первую очередь они связаны с проблемами финансирования системы образования. Предстоит большая работа с субъектами федерации, которые отвечают за финансирование школьного образования и многих колледжей. Надо выстраивать отношения так, чтобы субъекты РФ направляли деньги не только на зарплату учителям, но и на другие направления образовательной деятельности в регионах. Что касается высшей школы и науки, то в условиях недофинансирования здесь есть свои рецепты. В России они уже были опробованы в 1990-е годы.

Когда финансирование становилось меньше – больше свободы давалось организациям, в частности вузам, для привлечения внебюджетных средств. Конечно, ответственность была велика, но и возможности для маневра больше.

Как бывший министр, что вы пожелаете коллеге на новой для неё должности?

– Спокойно работать. Все основания для этого у Ольги Юрьевны есть. У неё хороший потенциал, база которого – многогранный опыт. Она может обоснованно и компетентно принимать решения. А уверенность в принимаемых решениях – важное качество на посту министра. Хотел бы также пожелать продолжить и то направление, которое Ольга Юрьевна курировала в Администрации Президента РФ. Как можно больше взаимодействовать и советоваться с различного рода организациями в области образования и науки. Когда работа идёт не для кого-то, а вместе с кем-то, тогда она более эффективна, тогда она – на благо всего российского образования и науки.

Материал подготовлен редакцией «Экспир» Автор текста: Нина Шаталова

Обсуждение