В Сибири обнаружили рекордную в России концентрацию костей мамонтов

Томские палеонтологи обнаружили рекордную в России концентрацию костей древних животных на «кладбище» шерстистых мамонтов. Находка была сделана в урочище Волчья Грива в Новосибирской области, сообщает сайт Томского государственного университета (ТГУ).

мамонт Фото с сайта tsu.ru

«На глубине примерно от 1,7 до 2,1 м учёные нашли кости детенышей и взрослых мамонтов, значительно более крупные, чем останки их более молодых (в геологическом плане) родственники. Костеносные отложения были с такой высокой численностью образцов, которая ни на Волчьей гриве, ни в каком-нибудь другом мамонтовом местонахождении России не упоминается. Концентрация на 1 кв. м (при толщине отложений до полуметра) местами превышала 100 находок», – отмечается в сообщении.

Раскопки велись в деревне Мамонтово, которая буквально «стоит» на ископаемых костях. По словам руководителя лаборатории экосистем мезозоя и кайнозоя ТГУ Сергея Лещинского, останки шерстистых мамонтов, найденные на столь глубоком для Волчьей гривы уровне, отличаются очень хорошей сохранностью. Они были «захоронены» под слоем глины и песка в небольшой промоине спустя несколько лет после смерти животных. Всего были обнаружены кости минимум восьми особей мамонтов.

Палеонтологи предполагают, что кости самого нижнего уровня принадлежат животным, которые приходили на Волчью гриву за несколько тысяч лет до мамонтов, фрагменты которых извлекались в разное время, начиная с 1960-х годов.

«Среди самых крупных образцов – бедро длиной почти 1 м 15 см. Вероятно, оно принадлежало самцу мамонта возрастом 45-50 лет и весом 5-6 тонн, или даже больше, а высота, с учетом мягких тканей, превышала 3 м. Его останки, возможно, пролежали в толще пород 20-25 или даже 30 тысячелетий, точнее покажет радиоуглеродный анализ», - сказал учёный.

По словам специалистов, большая разница в размерах между мамонтами из нижнего и более высоких уровней объясняется тем, что на заключительном отрезке периода своего существования этот вид испытывал мощное давление неблагоприятных факторов среды обитания. На многих останках поздних мамонтов присутствуют признаки остеодистрофии, что позволяет сделать вывод о том, что животные страдали от минерального голодания. Именно это приводило их на зверовые солонцы, подобные Волчьей гриве.

Также на Волчьей Гриве были обнаружены кости и зубы бизона, лошади, хищников (вероятно, лисы или песца) и грызунов. Палеонтологи уверены – это лишь малая часть того, что скрывает Волчья грива. На самом же деле в месте, которое было для мамонтов минеральным оазисом, под земной поверхностью могут находиться ещё останки сотен или даже тысяч особей.