Наука и технологии России

Вход Регистрация

По следам Прометея

С появлением новых коммуникационных технологий и развитием специальных курсов для дистанционного обучения новым ломоносовым уже не обязательно идти учиться в Москву. Даже самые отъявленные скептики онлайн-образования не смогут отрицать, что у нынешних школьников гораздо больше возможностей для получения знаний, чем у их бабушек и дедушек. Но все эти возможности будут упущены, если юный строитель собственной судьбы не будет знать, где искать «кирпичики» для собственного развития. Группа молодых учёных из Тверского государственного университета инициировала проект, который может стать путеводной звездой для будущих великих умов, а сейчас – школьников деревень и сёл в Тверской области.

Илья Смирнов, инициатор проекта «Дни научного творчества #Внауке», получившего грант от Росмолодежи в рамках форума «Территория Смыслов», рассказал STRF.ru о том, почему важно нести красивую науку в российскую глубинку.

Илья_Смирнов
Илья Смирнов. Фото из личного архива

Илья, как у Вас родилась идея читать научно-популярные лекции в сёлах?

- Идея пришла очень просто, даже, наверное, банально. Я и мои коллеги-географы очень часто бываем в сельской местности, изучаем её, а в Тверской области регулярно проводим студенческую практику. И в прошлом году на практике в селе Прямухино наша экспедиция базировалась в здании школы, где мы очень много общались и с директором колы, и с учениками. Как они нам сказали (хотя это и так видно),

школа в сельской местности - это центр активности, причём любой.

Все, что происходит на селе, происходит, как правило, в школах. Потому что они, в отличие от клубов, которые часто находятся в аварийном состоянии, поддерживаются.

И нам пришла в голову идея, что мы, как молодые учёные, могли бы приезжать в сельскую местность во время учебного года и рассказывать ребятам о своих исследованиях и других достижениях в мире науки. Что ни говори, сельские школы довольно закрытые общества: детей сейчас на селе остаётся не очень много, и круг их общения не такой широкий, как у городской молодёжи.

Наверное, важную роль сыграл тот факт, что мы сотрудничаем с РГО, которое занимается просветительскими проектами.

- Есть ли в проекте какая-нибудь направленность?

- Наш проект будет базироваться на знаниях, опыте и достижениях трёх университетских проектов ТвГУ: География для всех, Physica. Начало пути, Химия своими руками. Лекции тоже будут разделены на соответствующие три блока. Будут занятия и эксперименты по физике и химии, мы, как географы, тоже будем  предлагать различные интерактивные формы, например, отбор проб (воды, почвы  и т.д.) для анализа,  деловые игры и т.д.

- Сколько по времени будет реализовываться ваш проект?

- Грант, который мы выиграли на «Территории смыслов», рассчитан на один год. За это время Мы планируем провести 3 Дня научного творчества «#Внауке» для пятисот учащихся школ.

Я уверен, что когда мы реализуем нашу задумку, когда школьники окунуться в атмосферу научного творчества, а школы региона откроют для себя новый формат внеучебной деятельности, найдутся другие источники поддержки проекта.

- Как дети, которые, поучаствовав в таких мероприятиях, загорелись наукой, смогут реализовать себя?

- Это всё ложится в концепцию дальнейшего развития проекта. Мне об этом говорили при публичной защите проекта. Одно дело провести для детей какое-то развлекательное мероприятие, но что им делать дальше? Мы начнём с лекций. Понятно, что пока это не так много, но мы панируем «вырасти» в некий региональный конкурс работ по географии, физике и химии.

- Могут ли к вам присоединиться молодые учёные из других вузов и научных организаций Тверской области?

- Да, по крайней мере, такая логика развития у проекта. Мы базируемся на университетских проектах, где у нас уже есть наработки, а потом мы планируем привлекать коллег из Тверского политехнического университета, Тверской медицинской академии. То есть, мы планируем приобщать к нашему проекту ребят из других вузов, может быть даже из других регионов. К концу года у нас должна сформироваться команда из 20-25 молодых ученых.

- По долго службы я общалась с организаторами различных конкурсов научного и научно-технического творчества. И все говорят, что дети из глубинки часто дают фору городским. Есть ли у Вас такие же наблюдения?

- Я могу сказать свои наблюдения. Когда к нам на региональные этапы олимпиады по географии приезжают ребята, действительно сильнее оказываются ребята из сельских школ. Не сказал бы, что у них в целом выше уровень, но победители, как правило, именно ребята из глубинки. Я не знаю, почему так происходит. Может быть, они меньше отвлекаются?

РЕЙТИНГ

3.57
голосов: 7

Обсуждение