Наука и технологии России

Вход Регистрация

Социальные сети в оффлайне

На этой неделе в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого состоится финал Всероссийского инженерного конкурса (ВИК), который станет площадкой для общения самых талантливых представителей технической молодёжи с лучшими работодателями и учебными заведениями технического профиля. О роли ВИК в развитии инженерного образования в России рассказали организаторы конкурса, а также представители ведущих промышленных предприятий и вузов страны.

инженерный_конкурс Участники пресс-конференции, посвящённой финальному мероприятию Всероссийского инженерного конкурса

Мода на инженерные мозги

Финальное мероприятие ВИК пройдёт с большим размахом. Только на конкурс индивидуальных проектов принимались работы по 23 направлениям – от машиностроения и информационной безопасности до энергопользования и медицинских технологий. Из тысячи с лишним работ было отобрано 250 финалистов, которые представят свои проекты в финале, сообщил Андрей Фалалеев, директор Института передовых производственных технологий Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Это не считая финалистов технических конкурсов ведущих российских корпораций (которых в этом году 10). Возникает вопрос – зачем собирать в одном месте столько людей из разных областей?

«Есть такое ощущение, что инженерные и естественнонаучные направления как таковые потеряли некую имиджевую составляющую», – пояснил Александр Гордеев, исполнительный директор ВИК. По его словам,

одна из главных задач конкурса – восстановление «доброго имени» технических профессий.

Для этого и собираются в одном месте самые талантливые молодые технари и естественники, а успешные старшие товарищи рассказывают им о возможностях и перспективах, которые ждут их за стенами родного вуза.

«Это не только социальный лифт. Ещё должна быть среда общения», – уверен Гордеев. Кстати, «среду общения» планируется создавать три дня (в прошлом году финал ВИК проходил за один день).

Прививка от скуки

Организатором и связующим звеном ВИК выступает Министерство образования и науки Российской Федерации. Минобрнауки проводит стержневой конкурс исследовательских проектов, оно же выбирает те конкурсы корпораций, которые достойны быть включёнными в ВИК. Но для них ВИК – это не цель, а инструмент.

Склонности к инженерному и исследовательскому творчеству проявляются в человеке с ранних лет. Поэтому подготовка инженерных кадров на самом деле начинается задолго до начала профессиональной жизни человека, задолго даже до студенческой скамьи. «Как говорят психологи и педагоги, если ребенок в 8–9 лет не “заболел” научно-техническим творчеством или историями, связанными с естественнонаучным циклом, он найдет свое место в жизни, будет петь, танцевать, заниматься спортом, но сюда он уже вряд ли вернется», – отметил заместитель министра образования и науки Российской Федерации Вениамин Каганов.

Лучшие практики

Но важно не только заронить любовь к научно-техническому творчеству, но и сделать так, чтобы молодой человек смог реализовать свои задумки уже в вузе, чтобы видел себя успешным российским инженером, а не стремился уехать со своим талантом за более привлекательными условиями.

Тверской государственный университет проводит мониторинг российских вузов инженерных и естественно-научных направленностей.

«Картина получается с одной стороны, очень оптимистичная: есть центры, где прекрасно эта работа поставлена в самих вузах, и их поддерживают региональные власти», – рассказал ректор ТвГУ Андрей Белоцерковский.

Ожидаемо в лидерах оказались такие университеты, как МФТИ, Томский политехнический университет, Самарский аэрокосмический университет им. С.П. Королёва, вузы-участники проекта 5–100.

Но пока между региональными лидерами и рядовыми техническими университетами не хватает налаженных связей по передаче лучших практик.

В результате лучшие выпускники школ уезжают из тех мест, где их труд особенно востребован. А такие площадки, как ВИК, дают отличную возможность не только познакомиться с лидерами инженерного образования и с лучшими педагогическими практиками, но и пообщаться с «заказчиками» кадров – представителями от промышленности.

Программы ради людей

Представители корпораций в свою очередь могут участвовать в образовательном процессе. Но не все этой возможностью пользуются.

«На каждом предприятии любого холдинга – частный ли он или государственный – существует инвестиционная программа. Такая программа может быть чётко декомпозирована и в оборудование, и в критичные для эффективного использования этого оборудования рабочие инженерные профессии, – рассказал Арсений Брыкин, заместитель генерального директора АО «Росэлектроника». – В этом контексте мы разработали модель, которая в 2015 году попала в доклад Агентства стратегических инициатив как лучшая практика».

Согласно этой модели, предприятие проводит ряд конкурсов для разных возрастов, приглашает на предприятия и молодёжь, и родителей, и учителей «потому что учителя, оказывается, не всегда имеют представление о современном производстве», и совместно с вузами создают образовательные курсы.

Для «Росэлектроники», которая уже сотрудничает с сотней с лишним региональных вузов, ВИК станет отличной возможностью поделиться своей практикой с другими предприятиями и привлечь новые университеты к сотрудничеству.

РЕЙТИНГ

1.60
голосов: 5

Обсуждение