Наука и технологии России

Вход Регистрация

Образование будущего уже наступило?

Финальный этап Всероссийского инженерного конкурса «ВИК-2016», среди участников которого – студенты и аспиранты более 130 вузов России, завершён. В Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (СПбПУ) генеральный директор Фонда инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) Андрей Свинаренко вручил призы победителям и в торжественной обстановке передал символический инженерный огонь представителю Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), соорганизатору будущего конкурса, «ВИК-2017». (В 2016 году ФИОП был соорганизатором Всероссийского инженерного конкурса и генеральным партнером деловой игры «Технотлон».)

ВИК-2016

В 2016 году в конкурсе участвовали более 1000 талантливых молодых инженеров, 250 из них – финалисты персональных проектов – приехали в СПбПУ, на заключительные мероприятия «ВИК-2016». Более 50 человек объявлены победителями по итогам конкурсов индустриальных партнеров ВИК – «Роснано», «Росатома», «Ростеха», АО «Объединенная судостроительная корпорация», ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», АО «Вертолеты России», ОАО «Российские железные дороги» и других. Конкурс охватывал 23 направления производственной и технологической сферы российской экономики, среди которых машиностроение, информационная безопасность, энергетика, биомедицинские технологии.

«Инженерный конкурс свидетельствует, что наша страна отдаёт приоритет подготовке инженеров, – с такой речью обратился к присутствующим на финальной церемонии ВИК Андрей Свинаренко. – У России богатая история, и вам предстоит определить, какой она будет, вам предстоит выходить на новые рынки. Приглашаем вас взаимодействовать с инфраструктурной сетью ФИОП, воспользоваться нашими возможностями для поддержки проектов».

ВИК-2016

Открывая торжественную церемонию, ректор СПбПУ Андрей Рудской отметил: «Я уверен, что здесь каждый из вас нашёл себе друзей, новые темы исследований, определился в будущем карьерном росте. В этом и была основная идея Всероссийского инженерного конкурса. Для вас конкурс был школой самостоятельного мышления, неординарного подхода к поставленным задачам и, самое главное, – это безграничный творческий порыв».

В видеообращении вице-премьера Правительства РФ Ольги Голодец прозвучали поздравления в адрес победителей и участников: «Россия всегда гордилась своими инженерными кадрами. Приятно отметить, что на конкурсе представлены практически все инженерные специальности, а те студенты, которые приходят на работу, получают серьёзные заказы от российских компаний. Для вас – это путь в будущее. Желаю каждому успехов!». Ольга Голодец привела статистику растущей популярности ВИК: в первом конкурсе участвовало 7 тысяч молодых инженеров, а в этом году число участников достигло уже 14 тысяч человек.

Организатор конкурса – Министерство образования и науки РФ, в частности Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи. По мнению заместителя министра образования и науки РФ Вениамина Каганова, с каждым годом Всероссийский инженерный конкурс набирает силу. От имени Минобрнауки России он поблагодарил Правительство Санкт-Петербурга, «Роснано» и всех индустриальных партнёров конкурса за их внимание к инженерному образованию. Молодым инженерам он сказал: «Вам удалось пройти сложные этапы конкурса и показать высокие результаты. Здесь вы проявили свои лучшие качества – не только знание физики, инженерного дела, механики, но и человеческой души, командной работы, без которой невозможно сейчас создать ничего, столь необходимого для решения сложнейших задач нашей промышленности, экономики, безопасности».

ВИК-2016

На финальной церемонии победителей приветствовали представители правительства Санкт-Петербурга, а также руководители компаний и корпораций. Председатель Комитета по науке и высшей школе правительства Санкт-Петербурга Андрей Максимов передал слова поздравления финалистам от губернатора. «Я горжусь, что у меня в дипломе о высшем образовании написано “инженер”, – также отметил он. – Прекрасно, что эта профессия сегодня выходит на новый уровень».

Победителей номинации «Инженерные состязания, организованные реальным сектором экономики» награждали лично заместитель министра образования и науки Вениамин Каганов и генеральный директор Фонда инфраструктурных и образовательных программ Андрей Свинаренко. «Во-первых, очень важно, что данный конкурс существует, а это значит, что наша страна отдаёт приоритет той важной задаче – подготовке инженеров, которые ей сегодня необходимы, – отметил Свинаренко. – И мне очень приятно поздравить вас с победой, потому что без вашего вкуса к победам – без этого чувства, ощущения, мы не сможем решить такую важную задачу». Андрей Свинаренко вручил победителям конкурса индивидуальных проектов в рамках ВИК подарки от ФИОП и сертификаты на дистанционное обучение по программе «Управление инновационными проектами». Данный учебный курс создан при участии компании eNANO; среди лекторов – ведущие эксперты инженерной отрасли, специалисты в области управления инновациями, а также специалисты в сфере высшего и дополнительного образования, дистанционных образовательных технологий подготовки инженерных и управленческих кадров для высокотехнологичных компаний и предприятий.

ВИК-2016

В рамках ВИК ФИОП проводил свой собственный конкурс в области нанотехнологий – «ВИК.Нано»-2016, о котором мы рассказывали в предыдущих репортажах. Его победителям – Александру Бузимову из Томского госуниверситета, Михаилу Омельяновичу из Санкт-Петербургского Университета ИТМО и Татьяне Фалалеевой из Казанского национального исследовательского технологического университета в Политехе торжественно вручили почётные дипломы, а также сертификаты на трёхдневный технологический тур в один из крупнейших инновационных исследовательских центров Европы – IMEC в Бельгии.

Программа финальных мероприятий «ВИК-2016» в Санкт-Петербурге была очень насыщенной. В рамках этого научно-образовательного события Анна Елашкина, директор по развитию новосибирского наноцентра «Сигма», провела со студентами Политеха деловую игру «Построй стартап. Продай стартап». «Чем полезно данное мероприятие для нас, как для наноцентра? Тем, что студенты здесь погружаются в игровую ситуацию, где они могут примерить на себя роль предпринимателя, – отметил генеральный директор Северо-Западного центра трансфера технологий Даниил Ковальчук. – Им важно понять, чем предприниматель отличается от учёного или изобретателя. И когда в дальнейшем эти студенты приходят к нам в наноцентр – а кадры нам нужны, – они могут разговаривать с нами на одном языке. Для нас это задел на будущее».

Деловая игра «Технотлон» стала одним из важных событий финала ВИК. Она состояла из двух видов соревнований – «Кубка конструкторов» и «Кубка директоров». Участники «Кубка конструкторов» в течение двух дней решали реальные инженерные задачи, предоставленные компаниями – партнёрами конкурса – с использованием метода ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач). Жюри оценивало лучшее прикладное решение. Те, кто принял участие в борьбе за «Кубок директоров», проектировали производственные помещения и продукты будущего, отправными точками в заданиях были форсайт-исследования («взгляд в будущее») и технологии реального мира. Победителей объявляли и награждали на заключительной церемонии «ВИК-2016». Причем, кому отдать предпочтение в «Кубке директоров» решали все присутствующие в зале на финальной церемонии путём СМС-голосования после демонстрации видеороликов конкурсантов.

ВИК-2016

На полуторачасовой встрече участников финала с помощником Президента РФ по научно-образовательной политике Андреем Фурсенко звучали самые острые вопросы вузовского инженерного образования в России, тесно связанные, как оказалось, и со школьным образованием в целом, и с реальным сектором экономики. Много вопросов было задано о перспективах развития энергетики и инженерных задачах в области освоения альтернативных источников энергии. Студентка из КузГТУ поинтересовалась видением концепции образования будущего, тем, какие реформы могут ждать среднюю и высшую школу в перспективе. «Одно время была модной идея так называемых «кейсов» (Метод кейсов – техника обучения, в которой используют описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. – Прим. ред.) в обучении, если говорить о профессиональном образовании. И у меня даже коллеги есть, которые говорили, что вся система образования должна перейти на кейсы, и обосновывали эту позицию с точки зрения прагматичности и целесообразности сегодняшнего дня, – рассказал Андрей Фурсенко. – Но если более глубоко разобраться, то начинаешь понимать, что это все хорошо до тех пор, пока не начнешь задаваться вопросом – а кто будет эти кейсы разрабатывать? Вряд ли можно выучить самых главных, задающих контент, людей, тоже на кейсах. Видимо, у них должна быть другая система подготовки. Может традиционная, может ещё какая-то, но она должна быть. Что такое кейс – это “разжёванный” продукт. Для каких-то случаев это удобно, но, наверное, если ты хочешь быть подготовленным к самым разным поворотам, ты должен иметь фундамент. Для того, чтоб изучать что-то новое, самому «вытаскивать» знания, требуется гораздо больше усилий. Значит, требуется гораздо больше мотивации». Дмитрий Песков, корпоративный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ), присутствующий на этой встрече, подчеркнул особо: «Для тех, кто высоко мотивирован и хочет стать высококлассным специалистом, маршруты уже просторены. Идите в те системы, которые мы создали за последние 5 лет. Школьники 10 лет могут идти в систему школьных олимпиад, постарше – участвовать в профильных олимпиадах, где есть инженерные команды. Поступайте в передовой вуз, способный создавать продукты, работающие на рынках будущего. Находясь в вузе, ищите партнёров, создавайте свои инженерные стартапы, приобретайте самые необходимые стране компетенции. Такие траектории будущего для вас уже построены. У любого из вас, учащегося в любом региональном вузе, есть сегодня доступ к лучшим мировым преподавателям по ключевым наукам и навыкам будущего. Бесплатный доступ. Вы все можете им пользоваться. Я думаю, что вы им не пользуетесь. Кто из вас прошел курс по Big Data (Большим данным)? Никто. Сегодня учиться у лучших в мире можно бесплатно. Образование будущего уже наступило». И действительно, находясь в эти дни в Политехе, среди элиты молодых инженерных кадров страны, можно было почувствовать, что так оно и есть, и ВИК – это своеобразная точка сборки, открывающая новые горизонты.

РЕЙТИНГ

3.33
голосов: 3

Обсуждение