Наука и технологии России

Вход Регистрация

Золотые кадры для железной дороги

Железнодорожный транспорт развивается в России больше полутора веков. Вагоны, уносящие пассажиров в неведомые дали нашей станы, уже стали её визитной карточкой. Корреспондент STRF.ru побеседовал с начальником отдела развития и обучения персонала Департамента управления персоналом ОАО «Российские железные дороги» Игорем Чирвой, чтобы понять, как в компанию приходят новые люди и новые идеи.

Игорь_Чирва Игорь Чирва: «Как только объявили первый Всероссийский инженерный конкурс в прошлом году, мы подключились»

Игорь Петрович, расскажите, как РЖД привлекает новых специалистов технического профиля?

– На железнодорожном транспорте есть свои традиции, и поиск новых инженерных кадров не исключение. Так, первый в России технический вуз, который был основан в 1809 году, готовил именно инженеров путей сообщения. Образовалась целая сеть учебных организаций с соответствующими программами подготовки технических и инженерных кадров. Поэтому сегодня мы понимаем, где, сколько и какие кадры мы будем готовить.

Основных партнёров по обучению специалистов инженерного профиля у нас на сегодня девять, в разных регионах. Это те самые университеты путей сообщения. Старейший из них находится в Санкт-Петербурге, ведущий – в столице, а остальные расположены от юга (в Ростове-на-Дону) до востока (в Хабаровске). В их ведении также находятся техникумы железнодорожного транспорта, которые готовят специалистов среднего звена. Вот такая система!

Помогают ли в отборе самых перспективных студентов инженерные конкурсы?

– Вне всякого сомнения. То, что сейчас на уровне страны в целом организуется Всероссийский инженерный конкурс, безусловно, является большим шагом вперёд. Нам необходимо кардинально повысить интерес и внимание молодёжи к инженерному труду. Чтобы её сориентировать на то, что

это действительно интересный вид деятельности, который способен обеспечить людям и карьерный рост, и интересную работу, и чувство востребованности.

Как только объявили первый Всероссийский инженерный конкурс в прошлом году, мы подключились.

Но и внутри компании такие конкурсы проводятся давно и на постоянной основе. У нас ежегодно присуждается 350 грантов на разработку дипломных проектов.

Мы, как компания, определяем конкретную тематику, интересующую тот или иной регион, и эта тематика транслируется в университет. Ребята, которые хотят претендовать на получение гранта, выбирают её для последующей разработки. А мы в свою очередь отбираем из них тех, которым будут присуждены гранты. Естественно, чтобы получить грант, студент должен иметь определённые наработки в этой теме или близкой с ней, научные публикации, участвовать в научно-исследовательских работах и так далее.

Вдобавок к этому у нас есть практика присуждения именных стипендий и доплат для тех студентов, которых мы отправляем на обучение в рамках целевого приёма. Чем выше у студента успеваемость – тем большую доплату к стипендии он получает, а для отличников предусмотрена именная стипендия.

А после студенческой скамьи как молодёжь может себя проявить в компании?

– В компании тоже есть конкурсы. Следующее звено – действующие, молодые работники в возрасте до 30 лет. У нас функционируют так называемые молодёжные советы, которые и занимаются организацией конкурсов для них.

Наш главный внутренний конкурс называется «Новое звено». Там участники представляют свои мысли, идеи и разработки в виде проектов. Лучшие из них утверждаются на уровне руководства компании, и могут быть реализованы. Этот этап не менее интересен, чем студенческие соревнования, имеет очень большой отклик среди молодёжи.

Как выбирается тематика для конкурсных работ?

– Как правило, мы ставим перед конкурсантами реальную задачу, которую они решают в рамках своего дипломного проекта. Например, надо обеспечить развитие конкретной железнодорожной станции: усовершенствовать управление движением поездов или модернизировать систему безопасности движения. Решения ребята представляют на суд тех руководителей, которые эту тему заказали, в нашем случае – начальнику станции. И если она имеет хорошую, глубокую проработку, автор получает грант, а заказчик – решение проблемы.

Такие конкурсы позволяют не только привлекать молодёжь, но и помогают решать практические производственные задачи.

Помимо вузов, ОАО «РЖД» сотрудничает с научными организациями. Какую роль это сотрудничество играет в развитии компании?

– Мы взаимодействуем с различными научными организациями, начиная от Российской академии наук и заканчивая нашими отраслевыми и научно-исследовательскими подразделениями. У нас также есть дочерние компании, которые выполняют научные исследования специально для железнодорожной отрасли.

Наша компания производственно-техническая, к тому же очень большая. Чтобы обеспечить её развитие, мы разрабатываем Программу инновационного развития. Одна из главных целей её реализации – это повышение производительности труда.

И надо иметь в виду, что мы можем сейчас позволить себе рост производительности труда только при условии внедрения новых, в первую очередь «безлюдных» технологий.

Например, существует технология вождения поездов одним машинистом. Стандартная локомотивная бригада состоит из двух человек: машиниста и помощника. Но

на отдельных участках железных дорог можно предусмотреть вождение только машинистом. Это достигается за счёт того, что функции помощника передаются комплексу приборов безопасности движения.

Важным направлением работы является внедрение новой техники, например, инновационных вагонов, которые реже нуждаются в ремонте: обычно вагон за миллион километров пробега три раза отправляют на техническое обслуживание, а с применением такой технологии можно один раз. Это тоже позволяет высвободить людей, занятых на обслуживании вагонов или подвижного состава.

Какие качества вы ищете в молодом специалисте?

– Для того, чтобы работать в компании одного профессионализма недостаточно. Хотя это и является фундаментом, на котором потом выстраивается всё остальное здание.

Например, у нас довольно сложный график работы. Надо быть готовым к этим трудностям.

Важна культура отношения к своей работе. Во-первых – дисциплинированность. Расхлябанность и разгильдяйство у нас непозволительно. Второй момент: это очень ответственное отношение к делу. Цена ошибки крайне высока, вплоть до человеческих жизней. Традиции на железнодорожном транспорте есть не только в подготовке специалистов, но и в жизни коллективов. Например, уважительное отношение к истории, почтительное отношение к ветеранам отрасли.

У нас есть так называемая единая система корпоративных требований.

РЖД

Она состоит из четырёх блоков. Один блок связан с корпоративными компетенциями, лидерством, умением работать в команде. Второй – с профессиональными знаниями. Третий и четвёртый – про предыдущий опыт работы и перспективы обучаемости человека для новой позиции. По ней оцениваются и входящие, и действующие работники компании. И уже делается заключение о том, насколько человек нам может быть полезен, насколько качественно и плодотворно мы можем с ними работать.

Вы следите за судьбами людей, которые принимают участие в молодёжных и студенческих конкурсах РЖД?

– Можно привести не один десяток примеров продвижения успешного, энергичного человека по карьерной лестнице. Допустим, сейчас главный инженер дирекции механизации Козырь Григорий Олегович как раз из числа совсем молодых директоров и специалистов, который прошёл по этой схеме. Сейчас он занимает очень ответственный пост. В его ведении всё, что связано с машинами, которые ремонтируют пути.

Такие люди сориентированы на работу ответственную, системную, жёсткую, квалифицированную, сами постоянно учатся и развиваются. Здесь у нас есть встречные пожелания для молодёжи: чтобы не было завышенной самооценки и сверхожиданий. Когда мы говорим о том, что мы – производственная компания, это значит, что мы получаем в качестве зарплаты ровно столько, сколько заработали. Когда мы говорим о том, что зарплата молодого специалиста в Москве со всеми надбавками составляет 40-45 тысяч рублей – это она и есть. Конечно, всегда хочется иметь больше. Но тогда надо привносить и более результативные показатели.

Вот пожелание к молодёжи: стремиться, добиваться и понимать, что оценка их труда будет объективной.

РЕЙТИНГ

5.00
голосов: 1

Обсуждение