Наука и технологии России

Вход Регистрация

Учёные и журналисты померились силами-2

Учёные и представители прессы видят будущее научной журналистики во Всемирной паутине, они активно используют интернет-технологии и социальные сети. Но кто делает это лучше всех? Читайте продолжение репортажа о Форуме Media for science, состоявшемся в Мадриде 12-13 мая. Справка STRF.ru:
Одно из мероприятий, инициированных Министерством науки и инноваций Испании во время председательства этой страны в ЕС, - Форум Media for science, посвящённый развитию научной журналистики. Непосредственным организатором форума выступил Испанский фонд науки и технологий (FECYT), по приглашению которого в Мадрид приехали более ста участников из различных европейских стран, включая Россию. Это журналисты, учёные, сотрудники пресс-служб научных организаций, преподаватели – все, кто вовлечён в процесс, называемый на западе public understanding of science. Форум прошёл 12-13 мая

Научная журналистика сегодня – это Nature. Глава пресс-службы Nature Publishing Group Рут Френсис рассказывает об успешном опыте по освоению интернет-технологий


Два дня сидеть на стульях с утра до вечера нелегко, но участники форума Media for Science 2010 выдержали, ведь на кону – будущее научной журналистики

Nature чувствует себя совершенно уверенно в медийном бизнесе. Издательская группа владеет самым мощным сервисом научных новостей в мире – Nature news. Этот сайт знает каждый научный журналист на планете и посещает его хотя бы раз в день. Потребность большинства СМИ в научных новостях Nature news обеспечивает с лихвой: чтобы делать прекрасные статьи о мировой науке, журналистам не нужно выходить из офиса и даже вставать со стула. И за примерами ходить далеко не надо, достаточно просмотреть научные разделы крупнейших российских СМИ и посчитать, на какие источники больше всего ссылок. Рут Френсис заведует пресс-службой Nature Publishing Group с 2004 года. Г-жа Френсис рассказала о технологиях, которые использует Nature для распространения новостей. Они хорошо известны: развитый сайт, новостной сервис, социальные сети, в которые входят блоги учёных и журналистов, форумы, подкасты, Twitter, ставшие уже традиционными рассылки анонсов и RSS.

Организаторов Форума очень заботило будущее научной журналистики. Одну из сессий, где выступали представители CERN и Nature, так и назвали – The Future of science journalism. На ней от некоторых докладчиков прозвучали обвинения в адрес интернета, социальных сетей, блогеров и т. д., которые отнимают у СМИ хлеб, аудиторию, рабочие места и служат угрозой гибели научной журналистики. Nature ничего из перечисленного не мешает, напротив, активное использование интернет-технологий позволяет расширить аудиторию и постоянно удерживать внимание СМИ всего мира. Может быть, Nature сегодня – это и есть научная журналистика? Это издательство – главный ньюсмейкер в науке, остальные СМИ просто следуют в проложенном им фарватере.

К услугам журналистов – не только научные пресс-службы, но и сервисы коллективного пользования. Им посвятили отдельную сессию на Форуме. Наиболее известен российским журналистам AlphaGalieo – пресс-центр по науке европейских стран. Начинавшийся в 1998 году как средство обмена новостями при Исследовательском совете по физике частиц и астрономии Великобритании, AlphaGalieo теперь – это 60 тысяч пресс-релизов в базе данных на нескольких европейских языках, которые поставляют около 500 научных организаций из 56 стран, 7500 зарегистрированных на сайте журналистов из 85 стран. Сервис поддерживают институты и научные фонды, в штате работают всего трое сотрудников full-time, сообщила директор новостной службы Соня Лопес.

Cordis тоже не нуждается в особом представлении. Это новостная служба научных программ Еврокомиссии, вышедшая полноценно в интернет только в начале 2000-х. Новости Cordis предназначены в основном для учёных, участвующих в рамочных программах ЕС, но ими активно пользуются и СМИ.

Филипп Лебоб, возглавляющий Cordis с 2006 года, сказал, что бюджет службы составляет 87 тысяч евро в год.

IDW (Informationsdienst Wissenschaft) – сервис немецкоязычных научных организаций, образован в 1995 году. Его представитель Патрик Биртер рассказал, что в день idw размещает в среднем 70 пресс-релизов, на сайте зарегистрировано 10 тысяч журналистов со всего мира, примерно 800 научных организаций из 20 стран распространяют свои новости через этот сервис, и их число растёт. У сайта 1,5 миллиона посетителей в месяц. Его поддерживают 6 сотрудников-совместителей из трёх университетов. Помимо пресс-релизов idw предлагает журналистам услуги по поиску экспертов. Редакторы получают до 80 запросов в месяц от СМИ.

На обслуживании запросов научных журналистов и поиске экспертов-учёных специализируется шведская служба Expertanswer. Основанная в 2000 году Шведским исследовательским советом, служба приобрела со временем 55 партнёров из числа научных организаций, с ней сотрудничают около 200 пресс-служб, услугами пользуются 6500 журналистов. Руководитель Expertanswer Ингемар Бьерклунд сказал, что это некоммерческая организация, для журналистов услуги бесплатны, а зарплату ему платит Swedish Research Council.

Почти не известен у нас испаноязычный новостной сервис SINC, действующий с 2007 года. Его финансирует Испанское министерство по науке и инновациям. Как сообщила директор SINC Лаура Корсуэра, бюджет агентства составляет 700 тысяч евро в год, в штате – 6 сотрудников. На сайте SINC размещается первичная информация от научных организаций, от FECYT и министерства, а также переводы новостей англоязычных научных журналов во всех форматах – тексты, фото, видео, аудио, графика. Всё это бесплатно предоставляется журналистам. Любопытно, что SINC использует бесплатные программные средства для управления контентом.

Чем же на фоне потрясающих успехов научных пресс-служб могут похвастаться журналисты? Кроме уже упомянутых (см. ссылку на первую часть репортажа) Квентина Купера и Тима Редфорда, представляющих традиционные подходы к научной журналистике, на Форуме было всего несколько коллег, работающих в новых медиа и использующих современные технологии для создания своих материалов. Один из них – Пабло Хауреги, шеф-редактор научного раздела El Mundo, крупнейшей газеты Испании, рассказал о том, как он с коллегами развивает онлайн-версию.

В последние годы на страницах газеты науки стало больше, и это не в последнюю очередь благодаря интернету.

Когда редактор сомневается в нужности того или иного материала, г-н Хауреги всегда может доказать обратное, опираясь на статистику посещаемости. По мнению журналиста, интернет позволяет выйти за рамки бумажного издания и создавать материалы нового типа. Так, в начале года в печатном варианте издания вышло несколько публикаций, посвящённых 200-летнему юбилею Чарльза Дарвина. В то же время на сайте сотрудники создали мультимедийный раздел, связанный с этим событием, где разместили тексты, графику, видео, фотогалереи, ролики с интервью. В марте состоялась поездка в Норвегию на «Ноев ковчег» – в крупнейшее хранилище семян в Арктике. Журналисты El Mundo привезли оттуда много материала, из которого в бумажной версии получилась одна статья, а в сети – очередной мультимедийный каталог с массой информации, включая инфографику.

О своём опыте рассказала Патрисия Фернандес де Лис, шеф-редактор научного раздела газеты Publico – второй по значимости ежедневной газеты Испании. Её работа не отличается особой мультимедийностью, зато отдел – самый большой среди испанских медиа, в нём работают 10 журналистов. Это обусловлено тем, что им ежедневно нужно выпускать четыре полосы «Наука», действуя в условиях жёсткого дедлайна, и всё равно сил не хватает. Чтобы справиться с работой, журналисты не пытаются написать все материалы сами – это невозможно. Редакторы активно привлекают в качестве авторов учёных – как известных, так и молодых, предоставляют им площадку для самовыражения.

В области ТВ-журналистики интерес представляет опыт бельгийской студии TV/Flamish TV/VRT, которым поделился её продюсер Филипп Бийво. Эта студия выпускает несколько типов программ в жанре «научпопа» для молодёжной аудитории. Во-первых, это классические телешоу с элементами объяснения какого-либо физического явления, например, фонтанирования шампанского из бутылки. Второй тип программ – рассказы о проблемах общества, например, истории онкологических больных. Есть также реалити-шоу о путешествии группы учёных в Эфиопию, в долину Восточно-Африканского рифта, где началась человеческая история. Самый свежий продукт студии – 25 серий о путешествии по маршруту корабля «Бигль», которым плавал Дарвин. Причём за экспедицией можно было следить в реальном времени на сайте программы, там же размещён мультимедийный контент, созданный журналистами специально для интернет-версии проекта.

Ещё один проект, связанный с видео, – Athena Web. Его редакция не производит свои материалы, а собирает научно-популярные программы и ролики европейских производителей, включая научные коллективы, оформляет права и предоставляет их всем желающим для бесплатного просмотра. Этот проект, созданный в 2005 году, живёт полностью на деньги Еврокомиссии, его бюджет составляет 70 тысяч евро в год. По информации создателя Athena Web Кетлин Ван Дамм, в базе данных сейчас – более 1200 фильмов от 61 поставщика.

В целом интерес участников Форума явно лежал в области новых медиа, именно там они видели развитие для научной журналистики и её будущее. Не то чтобы предлагается закрыть печатные СМИ и всем окончательно уйти в онлайн. На прямой вопрос о сроках гибели газет и журналов участники отвечали, что предрекать смерть «принту» рано, скорее всего, он ещё продержится какое-то время, но станет всё более узкоспециализированным, малотиражным.

В целом на Форуме специалисты по научному пиару явно преобладали над журналистами.

Также складывается впечатление, что традиционные СМИ сильно отстали в технологическом плане от научных организаций, которые всё активнее осваивают медиа-бизнес и переманивают к себе ценные кадры. Чего стоит история с уволенным в полном составе научным отделом CNN. Журналисты не остались без работы – их наняли в пресс-службу Национального научного фонда США (NSF). Об этом её глава рассказал на Конференции по научной журналистике в Лондоне год назад, чем вызвал сильное возмущение присутствующих.

Призывы журналистов к учёным стать более открытыми, пойти на контакт, которые ещё в конце 1990-х звучали почти революционно, теперь устарели и выглядят как брюзжание стариков. Не эти призывы вывели учёных из спячки и заставили покинуть башню из слоновой кости, а развитие демократических институтов, падение престижа науки, появление серьёзных экологических проблем, необходимость бороться за финансирование с конкурентами. Сегодня наука разворачивается лицом к обществу и проводит агрессивный пиар. Переживут ли это научные журналисты? И что скажет общество?

Начало репортажа.

РЕЙТИНГ

4.60
голосов: 10

Обсуждение