Наука и технологии России

Вход Регистрация

Судостроители позвали вузы в большое плавание

Сегодня большинству промышленных предприятий приходится тратить внушительные средства на переподготовку вчерашних студентов, что в первую очередь связано с несоответствием образовательных и отраслевых стандартов. Чтобы решить эту проблему, преподаватели вузов должны прийти на реальное производство, а конструкторы и инженеры – в университеты. Тогда молодой специалист в начале своей карьеры не будет три года блудить по цеху, с компасом и картой изучать его границы, а «встанет к станку и начнёт обрабатывать поверхность детали», считает заместитель начальника службы персонала Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Вадим Иванченко.

Иванченко
Вадим Иванченко: «Постановление № 218 заставило профессуру прийти на предприятие, “взять бинокль” и посмотреть, как всё происходит на самом деле»

Считаете ли Вы необходимым повышать уровень мобильности между техническими вузами и отраслевыми предприятиями? 

– Нами было проведено исследование крупных региональных вузов, в ходе которого определялся уровень внимания и интеллектуальной готовности студентов к рынку труда. Выяснилось, что

73,5 процента опрошенных нами студентов поступили в университет, не понимая, зачем они туда пришли.

Отсутствие профориентации – ответ на вопрос. Понятно, что эту проблему надо решать. Для этого вузы и промышленные предприятия должны, наконец, услышать друг друга: обменяться контактами, мнением, опытом.

Постановление правительства № 218 (развитие инновационной кооперации вузов и предприятий)  – идеальнейший вариант для начала такого диалога между академической средой и производством. Оно заставило профессуру прийти на предприятие, «взять бинокль» и посмотреть, как всё происходит на самом деле. В ответ наши специалисты и конструкторы пошли в академическое сообщество, где пытаются сегодня сформировать чёткое представление и понимание, как ведутся разработки на реальном производстве.

С другой стороны, это постановление предполагает, что университеты будут готовить техническое обоснование идеи совместно с предприятиями (НИОКР), а мы – его реализовывать. То есть, к примеру, они сконструируют пароход, мы его соберём и выпустим. Вот каким должен быть результат 218-го постановления. Кроме того, это позволит переоснастить материально-техническую базу вуза. Но мы поставили перед университетами ещё одно условие:

если мы соглашаемся участвовать в такого рода проектах, то привлекаем к работе над ними не только великих гуру – профессоров, но и студентов старших курсов и аспирантов. Нам нужна молодёжь.

Какие предприятия Объединённой судостроительной корпорации будут задействованы в подобных проектах?

– В конкурсе участвовали пять ведущих предприятий, интегрированных в ОСК, но в «финал» пробилось только одно. Первый блин получился немного комом, но надеемся, что в будущем наше участие в федеральных программах станет более успешным. Постановление № 218 предусматривает софинансирование: одна часть формируется за счёт государственных средств (это строго определённая сумма), а другая – это деньги самого предприятия. Причём, эти части должны быть равными. Например, если государство даёт сто миллионов, то и предприятие обязано вложить в проект столько же.

Существуют ли в ОСК программы по взаимодействию с отраслевыми вузами?

– Сейчас на базе ОСК реализуется проект «Университет». Он направлен на доработку учебных программ вузов, подготовку специалистов по отраслевым стандартам под потребности ОСК и увеличение внебюджетного финансирования высших учебных заведений. В каждом вузе-участнике данной программы начнут работать такие структуры, как бизнес-инкубатор, центр трудоустройства и фонд развития вуза. Предполагается, что студенты, начиная с третьего курса, будут иметь представление о бизнесе, понимать, как рождаются и реализуются проекты. При таком подходе функция формирования фандрайзинговой стратегии вуза, в которой будут учтены основные тренды в профильных отраслях производства, крупные кадровые и инновационные запросы предприятий, ложится на фонд развития.

Также наша корпорация намерена развивать программы дистанционной подготовки специалистов. Этот проект мы сегодня продвигаем вместе с Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом (СПбГМТУ) и Томским государственным университетом. Речь идёт о межвузовском консорциуме и удовлетворении потребности работодателей.

Наши инженеры, учёные, конструкторы приходят в академическую среду и пытаются объяснить профессорско-преподавательскому составу, каким образом сегодня должен быть устроен процесс подготовки студентов

и какого молодого специалиста по уровню его компетенций и первичных навыков мы хотим видеть на выходе. Конечно, необходимым условием такой программы являются стажировки на предприятии.

Мы уже имеем стратегические отношения с головным вузом (СПбГМТУ), а два других, которые важны для судостроения и интересны нам (Дальневосточный государственный технический университет и Нижегородский государственный технический университет имени Р. Е. Алексеева), находятся на стадии подготовки программы взаимного сотрудничества. На ближайшей внутрикорпоративной конференции ОСК в Петербурге, куда мы «привезём» наши университеты и представителей всех предприятий, интегрированных в ОСК, состоится рамочное подписание двух соглашений: одно между самими вузами, а другое между вузами и ОСК. Это будет наш «пилотник» – первый шаг по внедрению разработанной программы дистанционного обучения.

Дальнейшее взаимодействие с этими университетами будет строиться в направлении доработки образовательных стандартов на примерах стандартов отраслевых. Конечно, как таковых их не существует – есть только практически наработанный опыт, с которым надо прийти в университет и объяснить, как следует подготовить студента под наши требования. Тогда на выходе мы получим молодого специалиста, который не будет три года блудить по цеху, с компасом и картой изучать его границы, а придёт, возьмёт напильник, встанет к станку и начнёт обрабатывать поверхность детали.

РЕЙТИНГ

3.86
голосов: 7

Галереи

Люди в науке. Искусство науки - 2010

Работы участников конкурса

120 фото

Обсуждение