Наука и технологии России

Вход Регистрация

Зачем министерству студенческие союзы

Круглый стол «Развитие системы высшего профессионального образования как важнейший фактор научно-технологической модернизации России» прошёл 1 июля в Министерстве образования и науки РФ. Мероприятие было организовано компанией «Парк-медиа» и Минобрнауки России с целью наладить диалог министерства с представителями молодёжных студенческих организаций. Предполагается, что прошедший круглый стол будет первым из серии публичных мероприятий, которые станут основой экспертной площадки для обсуждения предложений представителей студенческого сообщества в области модернизации системы высшего профессионального образования. STRF.ru публикует сокращенную стенограмму докладов и дискуссий, прошедших на круглом столе.

Александр ГОРДЕЕВ, генеральный директор ООО «Парк-медиа»:

Доброе утро, уважаемые коллеги! Я предлагаю начать наш круглый стол. Меня зовут Александр Гордеев, я представляю центр «Открытая экономика», а также компанию «Парк-медиа». В рамках сотрудничества с Министерством образования и науки мы участвуем в создании экспертной площадки для сопровождения процесса модернизации системы высшего профессионального образования. И наш круглый стол – первое событие в серии мероприятий, посвященных созданию этого экспертного сопровождения. Это будут не только публичные мероприятия, но и экспертные сопровождения в СМИ и в сети: на нашем сайте «Наука и технологии РФ», а потом, возможно, на специализированном портале. Тема сегодняшнего круглого стола: «Проблемы развития высшего образования – ключевая задача». Система высшего образования достаточно консервативна, изменить ее трудно. Мы пытаемся собрать всех заинтересованных лиц: экспертов, чиновников министерства, потребителей от производства и науки, студенческую молодежь, преподавателей, научных сотрудников ВУЗов. Сейчас зарегистрировано 6-7 студенческих организаций, претендующих на всероссийский статус. Мы позвали всех, кого могли.

Я попрошу начать наш круглый стол Татьяну Михайловну Давыденко.

Татьяна ДАВЫДЕНКО, директор департамента профессионального образования Министерства образования и науки РФ:

Добрый день, уважаемые коллеги. Я была проректором одного из региональных вузов и проблемы профессионального образования мне хорошо знакомы. Считают, что образование легко модернизировать.

Но у нас около 8 000 образовательных учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования, и около 10 000 000 обучающихся, живущих в разных часовых поясах. Можно ли в таких условиях добиться быстрых результатов? Следующий миф: «Дополнительные финансовые вливания решают все проблемы образования». Но оказалось, что в регионах даже не представляют, сколько денег им нужно на модернизацию.

Можно сколько угодно сетовать на то, что наши расходы на образование ниже, чем в США и развитых странах Европы, но главный вопрос на сегодня – эффективность расходов выделяемых средств. Доля неэффективных расходов в образовании в субъектах Российской Федерации достигает в среднем 20 процентов, а в некоторых регионах даже 40 процентов. В 2006-2010 гг. прирост финансирования учреждений профессионального образования из средств консолидированного бюджета России составил в среднем 17 процентов в год при среднегодовой инфляции 11 процентов, но, по данным Российского центра мониторинга экономики и здоровья населения, на качестве образования это почти не сказалось.

Говорят, что государство обязано обеспечить высокое качество профессионального образования и плохо выполняет эти функции. Выпускников зачастую приходится доучивать на месте работы. Структура образовательных учреждений не успевает реагировать на негативные демографические изменения. Мы слабо интегрированы в мировую систему образования. Отсутствует комплексная программа модернизации инженерного образования. В прошлом году у нас на тысячу выпускников 11 классов приходилось четыреста восемнадцать бюджетных мест в очной форме обучения, а в нынешнем году – 438 мест. Выделены приоритетные направления работы: обновление содержания образования, изменения самой образовательной среды и технологии образовательного процесса, развитие кадрового потенциала системы профессионального образования, создание внешней независимой системы оценки качества, в которой могут участвовать представители студенческих организаций, оптимизация сети образовательных учреждений и организация взаимодействия представителей студенческих организаций и Министерства. Но и граждане должны участвовать в обсуждении законов и проблем в сфере образования.

На сегодняшний день весьма существенно изменена структура и порядок приёма в ВУЗы. В течение последних 5 лет Минобрнауки неуклонно сокращает количество контрольных цифр приёма по гуманитарным наукам, по группам «Экономика и управление» и «Образование и педагогика». За 5 лет количество бюджетных мест на экономические специальности сократилось вдвое.

С 1 января 2011 г. система образования перешла на федеральные государственные образовательные стандарты. В них впервые указаны требования не только к результатам освоения, но и к структуре образовательной программы и к условиям её реализации. Для системы профессионального образования обязательны лишь 5 учебных дисциплин: история, философия, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности и иностранный язык. Вариативная часть формируется с участием работодателей, которые непосредственно будут брать наших выпускников. Следующее направление – экспериментальная апробация программ прикладного бакалавриата. Два года студент осваивает теоретическую часть, а два года – это практическая подготовка. Эксперимент длится второй год и подготовлен законопроект о реализации прикладного бакалавриата в рамках текущей системной деятельности (правда, для учреждений высшего профессионального образования).

Ещё одно направление – выделение группы ведущих университетов, которые имеют право самостоятельно разрабатывать образовательные стандарты: 8 федеральных, 2 национальных (МГУ и СПбГУ), и 29 национальных исследовательских университетов.

Одна из ключевых проблем - взаимодействие с органами студенческого самоуправления: организационно-техническая, информационная и финансовая поддержка студенческих форумов, «слётов» на базе детских оздоровительных лагерей, работа с общественными объединениями и профсоюзными организациями.

Злободневный вопрос – стипендии. Указом президента Российской Федерации выделено почти 2 700 стипендий по 7 000 рублей для студентов и 300 стипендий для аспирантов по 14 000 рублей. Такая же позиция отражена и в рамках стипендий по рабочим профессиям и специальностям. Кроме того, есть возможности получения достаточно серьёзной грантовой поддержки в рамках различных конкурсов и федеральных целевых программ. Только по ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры» на сегодняшний день грантовую поддержку имеет около 6 тыс. молодых исследователей.

Вопрос:

Сколько процентов студентов получит стипендию?

Татьяна ДАВЫДЕНКО:

Стипендиальный фонд Минобрнауки для студентов высшего и среднего профессионального образования составляет 27 000 000, стипендия будет 1200, сейчас она 1100.

Реплика:

Татьяна Михайловна, прикладной бакалавриат столкнулся с тем, что если мы вводим новые востребованные специальности, особенно инженерные, будет ли сделано что-то, чтобы студентов, которые приходят к нам учиться, не призывали стихийно?

Татьяна ДАВЫДЕНКО:

Документ о призыве в армию студентов или обучающихся в учреждениях СПО подготовлен и находится на согласовании. Другой вопрос – согласует ли его Минобороны. Если в вузе аккредитованы какие-то специальности в рамках укрупнённой группы специальностей (их всего 28), и в рамках этой группы открывается новая специальность, то она попадает под аккредитованную группу специальностей, а значит, ваших ребят в армию призывать не будут.

Татьяна БАРХАТОВА, заместитель начальника управления Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ:

Наша служба предоставляет право ведения образовательной деятельности образовательным учреждениям через процедуру лицензирования; право выдачи документов гособразца через процедуру аккредитации; контролирует деятельность образовательных учреждений и качество образовательных услуг. Мы независимы от образовательных учреждений. Но к этой работе надо привлекать и общественные организации. Эти задачи в рамках ФЦП на 2011-2015 год обозначены, как приоритетные. Эти нормы будут включены в обсуждаемый закон об образовании. Законом предусмотрена общественная и общественно-профессиональная аккредитация наряду с государственной аккредитацией образовательного учреждения. Участие студенческих сообществ предусмотрено в 293 законе, вышедшем в ноябре 2010 года. В условиях автономии образовательного учреждения должен быть внутренний контроль за качеством образования. Учебные заведения и студенты должны правильно представлять свои возможности в экономике страны и на рынке образовательных услуг/труда. В рамках действующего законодательства предусмотрено студенческое самоуправление.

Александр ГОРДЕЕВ:

Спасибо большое, Татьяна Алексеевна. Выскажу и свою точку зрения: высшее профессиональное образование не может быть массовым, у государства нет на это денег. Можно поднять стипендии максимум 7 млн. человек. Если на одного научного работника 3 студента, а не 43, то тут совершенно другая экономика. А теперь послушаем представителей различных студенческих организаций.

Андрей АНДРИЯНОВ, сопредседатель Российского союза студенческих организаций, председатель Студенческого союза МГУ им. М.В. Ломоносова:

Татьяна Михайловна в своём докладе обозначила некоторые возможные направления взаимодействия со студенческими организациями. Я их все поддерживаю. Студенческие организации могут служить хорошим инструментом для обратной связи – для Минобрнауки РФ, для региональных министерств. Они могли бы решать вопросы размера и распределения стипендий, проблемы с общежитиями, выяснять требования работодателей. Кроме того, РССО – это источники новых идей и проектов. Таковы основные тезисы, которые я хотел бы высказать.

Артём ХРОМОВ, председатель Российского студенческого союза:

Мне хотелось поговорить о развитии студенческого самоуправления. В развитых странах студенты активно участвуют в политике вуза, в управлении учебным заведением. У нас студенческие союзы зачастую попадают под прессинг и не имеют права организовать ничего серьёзнее шествия с воздушными шариками. Значительные средства, выделяемые на финансирование студенческого самоуправления, уходят в неопознанный карман. Об этом совершенно открыто заявили на одном из круглых столов руководства департамента молодёжной и семейной политики города Москвы. Права студентов игнорируют. В академии Строганова, более 100 студентов пытаются выселить из общежития. В Институте печати повысили стоимость обучения. Только протестная деятельность студентов позволила решить эти проблемы. Вопросы вселения/выселения из общежитий, перевода с бесплатного обучения на платное, выбора людей, которые непосредственно контактируют со студентами (проректора, декана), должны решать с участием органов студенческого самоуправления, на их работу должны быть выделены средства. У них должна быть возможность привлекать сторонних людей к управлению качеством образования.

Андрей ТРОИЦКИЙ, заместитель председателя Российского союза молодёжи:

В прошлом году мы проводили конкурс среди органов студенческого самоуправления по профессиональной адаптации выпускников в послевузовский период, в которому участвовали 120 вузов. По оценке экспертов, в том числе, сотрудников Минобрнауки, только 20 высших учебных заведений (органов студенческого самоуправления) предложили что-то новое и интересное.

Вопрос о необходимости модернизации образования, сегодня первостепенен. Быстрая модернизация невозможна, нельзя подталкивать Министерство образования хождением возле него с флагами или работая в Интернете. Эту работу мы должны провести именно на экспертной площадке. Она должна иметь несколько уровней. Мы готовы предложить свои студенческие лагеря для встреч с сотрудниками Минобрнауки. Второй уровень – встречи руководителей молодёжных организаций, представителей ВУЗов, руководителей департамента и Рособрнадзора. Они обсуждают проблемы, выявленные в лагерях. Третий уровень: воссоздание совета студенческих организаций при Министре образования и науки РФ.

Студенческие советы в этом году запланировали проведение Всероссийского конкурса по контролю за качеством образования в высших учебных заведениях. Это, прежде всего, система кураторства и составление рейтинга студентов и преподавателей ВУЗов.

Следует также сделать более конкретным пункт о студенческом самоуправлении в законе об образовании.

Александр САЧКОВ, советник председателя Всероссийского студенческого союза:

Наша организация объединяет студенческие советы, студенческое самоуправление, профсоюзные организации 47 субъектов Российской Федерации. Студенческое самоуправление, по нашему мнению, должно заниматься пятью направлениями деятельности: развитие качества образования; вопросы, связанные с общежитиями; наука и инновации, работа с молодыми учёными по вопросам модернизации, поддержка изобретателей; вопросы трудоустройства; самореализация. К сожалению, мало органов студенческого самоуправления работает по всем пяти направлениям.

Мы готовы собрать информацию со всех органов студенческого самоуправления и профсоюзных организаций, которые входят в наш союз, и выдвинуть предложения по развитию качества образования, стипендиальному фонду и трудоустройству.

Владимир МАРЧЕНКО, председатель студенческого координационного совета общероссийского профсоюза образования, зам. председателя профсоюзной организации МГУ им. М.В. Ломоносова:

Мы благодарны Татьяне Алексеевне и её ведомству за то, что критерии общественной аккредитации вузов были включены в компетенцию органов самоуправления. Это очень помогает в сотрудничестве с ректорами на местах.

Студенческий союз занимается не только стипендиями. С 1993 года студенческие профсоюзы провели сотню встреч и с министром, и с его заместителями. Обсуждали разные вопросы, надеюсь, польза от этого была. Ни одна организация не сможет полностью охватить все интересы студентов. Поле деятельности необъятно. По опыту Московского университета, где одновременно работают 3 общеуниверситетские организации, можно сказать: трения между ними бывают, это нормально. Хочу сказать вам, Татьяна Михайловна – ответ, полученный от вас по поводу взаимодействия с СКС-профсоюзом больше смахивает на отписку «Поскольку есть соглашение с Общероссийским союзом образования, по юридическим причинам мы не можем наладить взаимодействие с его студенческой частью». Конечно, соглашений может не быть. Но если мы будем ожидать ответа на наши письма 3-4 месяца, если мы встречу с заместителем министра будем выпрашивать полгода-год, это никуда не годится. Давайте занесём в протокол круглого стола, что необходима система социального партнёрства, закреплённая на федеральном уровне. Собираться по 100 человек и обсуждать все темы - это всё равно, что говорить ни о чём. Иногда гораздо важнее собраться в количестве 2-5 человек, и решить конкретную задачу.

Константин ЗАГОРОДНИКОВ, заместитель директора Московского городского штаба студенческих отрядов:

Хотелось бы рассказать о таком направлении, как профильные студенческие отряды. Студенты после выхода из ВУЗа часто не подготовлены к работе по конкретным специальностям. Студенческие профильные отряды как раз дают такую подготовку. «РЖД» успешно сотрудничает с профильными железнодорожными вузами, «Росавтодора» со студентами вузов, занимающихся дорожным строительством. Работодатели подбирают для себя студентов. Зачастую ребята по завершению вуза уже знают, куда именно пойдут работать. Тех, кто работает на севере прорабами, потом приглашают на серьёзную должность с хорошей зарплатой.

Студенты стройотрядов должны участвовать в ремонте ВУЗов и общежитий. На него выделяют значительные бюджетные средства. При работе студенческих отрядов ВУЗ тратит деньги только на материалы и на зарплату. Мы оставляем эти деньги у студентов, а не вывозим их куда-то (непонятно, кому и для чего). Кроме того, если студент своими руками что-то сделал, то он не только сам не сломает, но не даст этого сделать никому из своих товарищей. Третий момент – занятость студентов обеспечивает стабильность общества. Мы просим представителей Минобрнауки обратиться к руководству вузов с этими предложениями. Мы со своей стороны готовы помочь подготовить методические рекомендации. Мы хотели бы эту работу провести в течение полугода, до нового сезона.

Александр ГОРДЕЕВ:

Перейдём к дискуссии. Предлагаю в первую очередь послушать Михалёву Марию Николаевну.

Мария МИХАЛЁВА, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сфере при Совете при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию:

Я сегодня буду говорить о выстраивании общенациональной системы отбора и поддержки талантливой молодёжи. Есть именные стипендии правительства и президента Российской Федерации. Но критерии их присуждения очень размыты и отданы на откуп вузам. Порой вопрос единолично решает руководство без участия органов студенческого самоуправления. Вышестоящие органы образования это решение обычно утверждают.

Мы предлагаем ввести четкие критерии, например, 6 семестров отличной учёбы и общественная деятельность в органах местного самоуправления, в региональных органах, в муниципальных. Нужно учитывать и научную деятельность: количество опубликованных статей, полученных патентов. То есть надо установить такие критерии, которые сужают круг потенциальных получателей стипендии, но при этом позволяют выбрать действительно достойных. Эти студенты – лидеры, кадровый резерв, из них можно создавать экспертное сообщество.

Сейчас имеется 700 стипендий на студентов и 300 на аспирантов. Размер правительственных стипендий составляет 1 700-1 800. Президентская стипендия – 2 100. Для аспирантов около 5 000. У студентов вузовские стипендии бывают гораздо выше, чем стипендии правительства. Нужно подумать, каким образом поднять сумму стипендии. Я несколько раз предлагала сделать это за счёт уменьшения количества стипендий, но многие со мной не соглашались.

Стипендия определяется всего на год и чаще всего на следующий год ее дают уже другому человеку. Я считаю, это не совсем правильно. Стипендия присуждается на 3 курсе, когда многие ребята уже пытаются заработать немного денег. Если бы стипендия была выше и давалась на несколько лет, хотя бы до окончания вуза, но при этом был бы чёткий контроль за успехами студентов, они были бы избавлены от необходимости подработки. Я в первую очередь говорю о тех, кто занимается наукой.

В процессе отбора кандидатов на получение стипендии и ее присуждения должен обязательно участвовать орган студенческого самоуправления или какие-то молодёжные организации. Это делает процесс его более открытым.

Игорь НАРКЕВИЧ, ректор Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии:

На мой взгляд, как руководителя вуза, основная задача – подготовка высококвалифицированного социально адаптированного специалиста, способного реализовать себя в жизни. Возможно, он уйдёт из профессии, но по окончании вуза он должен чётко сознавать своё место в обществе. Нынешнее поколение студентов очень плохо общается. Первокурсники в первые месяцы даже не здороваются друг с другом и плохо адаптируются к новым условиям. Это серьёзная проблема, влияющая на качество образования - не формируется обучаемый коллектив. Я не снимаю ответственности с администрации, но здесь основная задача стоит именно перед органами студенческого самоуправления.

Очень важная задача – выявление студентов со стремлением к самореализации и их вовлечение в академическую жизнь. И третье направление нашей работы – создание треугольника: «Администрация – работодатель – студенческое сообщество». Специалисты не доходят до тех предприятий, которые их ждут, потому что между работодателями, администрацией и выпускниками нет взаимопонимания. Налаживание этого диалога, по нашему мнению, тоже является задачей студенческого сообщества, профсоюзной организации студентов. Они должны организовывать программы стажировок. Административный аппарат ВУЗа невелик, без участия студентов он с этими задачами не справится.

И студенческое самоуправление выступает партнёром администрации в решении этих задач. Самое опасное, когда они становятся контролёрами. Да ещё им за это заплатить надо – как коллега здесь прокомментировал: «Дайте деньги, и мы будем контролировать администрацию». У нас контролёров хватает, нам помощники нужны.

Вадим ГОВОРУН, заместитель директора НИИ физико-химической медицины ФМБА России:

Вообще говоря, образование имеет несколько утилитарных задач, оно для чего-то. Если говорить о естественных науках, хорошее образование не может быть дешёвым. Допускать, что выпускники солидных государственных ВУЗов не будут работать по специальности – непозволительная роскошь. Но у нас образование не очень дорогое – и не очень качественное. Выпускников, которые могут придти в НИИ и конструкторские бюро и сразу стать адекватными участниками процесса, не так много. Многие преподаватели преподавали по возрасту или каким-то другим причинам не могут соответствовать современным требованиям.

Второй важный момент - тесное взаимодействие образования с предприятиями. На 3-4 курсе студенты начинают заниматься наукой, потом их принимают на работу. Речь идет об индивидуальной подготовке студентов старшими сотрудниками. Подготовка в профильных отрядах в науке невозможна.

Надо стимулировать людей к получению образования. Я не вижу здесь людей, которые просто занимаются своим образованием. Тут находятся организаторы, которым пробиться наверх гораздо легче, чем прекрасным специалистам в области биохимии или физики. Государство должно поменять приоритеты, должен быть чёткий, объявленный спрос на высокообразованных специалистов. Только тогда среди студентов опять станет модно учиться, и не ради стипендии, а ради образования, с помощью которого человек зарабатывает деньги и обеспечивает свой успех.

Образование, наука и общество – вещи совершенно неразрывные. Англия в XIX веке намного обгоняла по промышленному развитию Францию и Германию. В конце XIX века британцы неудачно выбрали модель образования, что позволило двум другим европейским странам быстро приблизиться по уровню своего развития к тогда ведущей экономической и политической державе мира. Просчёты в области образования сказываются сразу и продолжают сказываться ещё очень длительное время. И последнее. Надо обязательно каким-то образом стимулировать приход молодых преподавателей в университеты и вузы. До сих пор (честь им и хвала!) преподают люди весьма заслуженные. С экономической точки зрения профессия преподавателя вуза несопоставима с другими отраслями. Эту ситуацию необходимо изменить, иначе все девизы наших правителей останутся только девизами.

Андрей ВОЛКОВ, проректор по информации и информационным технологиям Московского государственного строительного университета:

Проблема студенческого самоуправления до сих пор освещалась несколько однобоко. Самоуправление («управление собой») – это ответственность студенческих организаций, собственно студентов за обстановку в ВУЗе, его материально-техническую базу, которая подчас разрушается силами самих студентов, за безопасность, за правопорядок, за толерантность. Сегодня все студенческие организации говорят: «Давайте решать наши проблемы! Допустите нас к власти, допустите нас к ресурсам, дайте нам контроль!». Но за что студенческие организации готовы взять ответственность? Создай порядок в общежитии, создай порядок вокруг себя, исключи эти драки! Ликвидируй курение, ликвидируй наркотики, не распивай спиртные напитки! Администрация университета несёт ответственность за твою жизнь и здоровье. Но будь любезен, приложи и сам какие-то усилия для этого. Когда студент действительно хозяин, то он относится к задачам университета, как к собственным! На сегодняшний день это большая редкость.

Наталья КОВАЛЁВА, директор Центра статистики и мониторинга образования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ:

Сегодня мало говорили о работодателях, а без них повышение качества профессионального образования невозможно. Результаты последнего опроса прошлого года показали, что взаимодействие предприятий и системы профессионального образования практически рухнуло во время кризиса в 2008 году, и восстановить его пока не удалось. Выпускников вузов на работу принимают неохотно, всем нужны специалисты со стажем. Но студентов на обучение никто не приглашает.

Участие работодателей в определении контрольных цифр приёма в ВУЗы должно быть максимальным. ВУЗы хотят сохранить себя, и так и будет, пока работодатели чётко не скажут, кого и сколько им надо.

И последнее. Мне показалось, что наши студенческие организации больше даже не студенческие, а детские. Все до одной говорили о деньгах. Ребята, кто платит, тот и заказывает музыку! Я не шучу! Сами зарабатывайте для себя, иначе вы не будете иметь права голоса. Это аксиома.

Олег СТОГОВ, представитель Союза машиностроителей России:

Я согласен с предыдущей докладчицей по поводу денег. Эти ресурсы не безграничны. Давайте выделим деньги на самоуправление, но тогда уменьшим вам стипендии.

Я вам могу ответственно заявить, что авиационная промышленность, объединённая судостроительная корпорация, энергетическое машиностроение (в основном атомное), всего около 50 крупных предприятий работают со студентами, начиная с первого курса, а еще чаще – с выпускниками школ. Поэтому говорить о том, что предприятия неохотно берут молодёжь, нельзя.

Андрей КАЗАНСКИЙ, главный научный сотрудник кафедры физики полупроводников физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова:

Я работаю в Московском университете уже 40 лет и вижу, что происходит с нашими студентами и преподавателями. Чтобы студенты хорошо учились, они должны быть материально обеспечены. Мои студенты вместо учёбы где-то подрабатывают 3 дня из 4-5.

Во-вторых, нужно пригласить молодых преподавателей. Средний возраст в Московском университете – 60 лет. Лет через 5 студентов будет некому учить. Я хотел бы спросить у студентов и представителей студенческих союзов: после окончания обучения они останутся работать в своём вузе? Думаю, это маловероятно. Средняя зарплата профессора Московского университет – 30 000 р, а начальная ставка в «фирме» 40-50 000 р. Многие уезжают за границу. Выступления иных руководителей студенческих организаций напоминали мне доклады 40-50-летней давности на комсомольских конференциях - сплошная демагогия. Здесь стыдливо упомянули о рейтинге преподавателей. Проведите его и увидите, что они ничего не знают. Поэтому я хотел бы посоветовать нашим молодым коллегам направить основное внимание на то, чтобы студенты могли нормально учиться в высшем учебном заведении у хороших преподавателей. Если разрешить эту проблему, всё будет более-менее нормально. А вопрос о том, сможете ли вы открыть дверь в кабинет ректора ногой, несколько неуместен.

Александр ГОРДЕЕВ:

Спасибо большое. Я всё-таки не соглашусь с тем, что можно весь педсостав уволить, и туда никто не придёт. Есть масса грантов, программ, возможностей. Аспиранты зарабатывают в лабораториях по 70-80 тыс. Я знаю много людей, которые пытались вести спецкурсы, в Московском университете, но их не брали, потому что штатные должности заняты.

Максим ИВАНОВ, руководитель Центра наноструктурных материалов и нанотехнологий Белгородского государственного университета:

Как только дают полномочия некоей общественной организации, она начинает работать сама на себя. Обычно интересы студенчества используют политические силы. Надо наделять полномочиями студенческие организации, у которых в уставах будет прописано неучастие в политике.

Александр ГОРДЕЕВ:

Министерство образования и науки никаких студенческих и прочих организаций не создаёт. Это не его функция, к тому же оно не желает этим заниматься. Диалоги на экспертной площадке мы будем вести со всеми, но не в условиях политизации.

Александр СТРАДЗЕ, советник заместителя министра образования и науки Российской Федерации:

Сегодняшний круглый стол – это потребность министра в общении со студенческим сообществом. Наверное, нам необходимо создание межорганизационной экспертной площадки. Я благодарен Татьяне Михайловне за профессиональный доклад. Нам теперь совершенно понятно, каким образом, в какие сферы и с какими рисками должны и могут встроиться студенческие организации. Думаю, эта экспертная площадка должна проработать ряд системных вопросов, которые в результате могут вывести нас на государственный доклад, в котором будет определена роль студенчества в системе модернизации российского образования. Министр может представить его президенту. Конечно, нужен Всероссийский студенческий совет при Министерстве образования. Этот студенческий совет должен взять ответственность на себя. Он должен быть компетентен. Он должен уметь управлять. Нам поступило предложение от Всероссийского студенческого союза с примерным положением об этом совете, можно его обсудить. Можно вернуться к вопросу о проведении всероссийских студенческих форумов. Это был бы форум-ярмарка студенческих проектов. Призываю всех к сотрудничеству. Все студенческие организации нам нужны. Я надеюсь, что задача, которую я перед собой ставлю: реализация студенческих инициатив и доведение их до министра, будет поддержана студенческим сообществом.

Александр ГОРДЕЕВ:

Если подытожить – мы друг на друга посмотрели, познакомились. Надо создавать экспертную площадку по реформированию системы высшего образования в заданных условиях. Она будет открыта и предназначена для всех целевых групп: преподавателей и учёных, научных работников и студентов, и представителей заказчиков.

РЕЙТИНГ

4.00
голосов: 1

Галереи

Круглый стол «Развитие системы высшего профессионального образования как важнейший фактор научно-технологической модернизации России»

Круглый стол, организованный компанией «Парк-медиа» и Минобрнауки России, состоялся 1 июля 2011 года. Целью проведения мероприятия было наладить диалог Минобрнауки России с представителями молодежных студенческих организаций. Предполагается, что прошедший круглый стол станет первым из серии публичных мероприятий (круглые столы, семинары, тренинги и т.д.), которые станут основой экспертной площадки для обсуждения предложений представителей студенческого сообщества в области модернизации системы высшего профессионального образования.

30 фото

Обсуждение