Наука и технологии России

Вход Регистрация

Выборочная поддержка

Не все из созданных более двух лет назад по инициативе Минэкономразвития России 32 технологических платформ оправдали ожидания органов исполнительной власти в том, что станут мотором модернизации и технологического обновления производства. Те из них, кому есть что предъявить по итогам минувшего времени, обсудили опыт и перспективы взаимодействия науки, бизнеса и власти на круглом столе «Роль технологических платформ в выполнении Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года», прошедшем в рамках XV Томского инновационного форума.

Участники круглого стола поделились опытом работы технологических платформ, обозначили проблемы и договорились о дальнейшем сотрудничестве. Фото предоставлено РФТР

По словам модератора дискуссии Михаила Рогачёва, директора Российского фонда технологического развития (РФТР), некоторые технологические платформы даже при отсутствии обещанной финансовой поддержки государством их организационной деятельности успешно развиваются и начинают новые программы. А в «клуб» приоритетных стремятся новые участники, демонстрируя тем самым, что сам статус приоритетной технологической платформы является привлекательным.

Министерский взгляд

«Наше министерство настаивает на приоритетности технологических платформ, на их значимости для нашего инновационного развития. И сейчас мы вместе с Минобрнауки разрабатываем новый инструмент, новую форму участия технологических платформ в реализации федеральной целевой программы “Исследования и разработки”, которая недавно была утверждена правительством на очередной период», – сообщил Артём Шадрин, директор Департамента инновационного развития Минэкономразвития России. Под новой формой подразумевается схема поддержки проектов техплатформ на основе софинансирования приоритетных исследовательских направлений из государственного бюджета и средств бизнеса, отрабатываемая этим министерством совместно с Минобрнауки России.

Сергей Салихов: «Взаимодействие с технологическими платформами выявило как положительные, так и отрицательные стороны». Фото предоставлено РФТР

В прошлом году был проведён пробный конкурс по сформулированным техплатформами тематикам ФЦП «Исследования и разработки» на 2007–2013 годы. «Взаимодействие с технологическими платформами выявило как положительные, так и отрицательные стороны, – сказал Сергей Салихов, директор Департамента развития приоритетных направлений науки и технологий Минобрнауки России. – Безусловно, к явно положительным сторонам следует отнести “зонтичность” тематики – то, что было благосклонно воспринято научным сообществом». Иначе говоря, технологические платформы сформулировали круг задач, которые допускают решение различными методами. «Из отрицательных моментов надо отметить очень низкий процент прохождения сформулированных тематик через Научно-координационный совет и качество проработки собственно технических заданий…», – продолжил директор департамента Минобрнауки.

Из 25 технологических платформ, принимавших участие в формировании тематик программы, качественными признано около 8–12.

В ФЦП «Исследования и разработки» на 2014–2020 годы участие этих технологических платформ также предусмотрено. По словам Сергея Салихова, цена одного контракта в новой программе повысится, но поскольку объём общих средств на неё вырастет незначительно и составит 240 миллиардов рублей на 8 лет, число контрактов уменьшится. Получат их на конкурсной основе лучшие научно-исследовательские коллективы. Представитель министерства выделил три ключевых мероприятия в этой ФЦП, которые позволяют обеспечить полный цикл научного исследования. Это прикладные исследования по тематике, формируемой научным сообществом, и здесь экспертные советы технологических платформ также могут принимать участие. Далее – мероприятия по формированию тематики технологических платформ с участием среднего бизнеса. Они начнутся уже летом, и от техплатформ министерство ждёт документов, регламентирующих проведение конкурсов и экспертиз по тематикам, чтобы начать финансирование проектов уже в январе-феврале 2014 года.

С участием технологических платформ также планируется проводить коллективные исследования, начиная от совместной с бизнесом постановки задач. Соответственно, бизнес должен такие прикладные исследовательские проекты софинансировать. «И, наконец, одно из самых интересных мероприятий – это “Проведение научных исследований в интересах отраслей экономики”. Собственно, здесь будут принимать участие как инновационные кластеры, так и технологические платформы, но основной упор здесь делается на крупный бизнес, компании с госучастием в рамках программ инновационного развития, и на отраслевые министерства», – уточнил Сергей Салихов. Минобрнауки в рамках ФЦП «Исследования и разработки» финансирует первую часть какого-то крупного исследования, а госкорпорация или отраслевое министерство берут на себя обязательство по последующему использованию полученных результатов НИР и выводу продукта на рынок.

Участь слабых

В целом согласившись с оценкой техплатформ представителем Минобрнауки, статс-секретарь – заместитель министра экономического развития России Олег Фомичёв заметил: «…Есть очень слабые и неработающие [техплатформы. – STRF.ru], есть сильные и работающие, не требующие от государства, и в частности Минэкономразвития, особых дополнительных мер поддержки, – им хватает статуса приоритетной технологической платформы, для которой установлен перечень технологических платформ». Замминистра выделил несколько типов техплатформ – «сосредоточены ли они вокруг одной крупной компании, представляют ли они собой такую технологическую платформу, движимую большим количеством научных организаций, либо это несколько крупных компаний». В зависимости от этого, по его словам, и государственная поддержка деятельности этих технологических платформ может быть различной. «В каких-то случаях может потребоваться финансирование организационной деятельности», – сказал Олег Фомичёв, посетовав на то, что министерство уже второй год пытается заложить в бюджете деньги на это, «но Минфин их аккуратно отовсюду вычёркивает».

Олег Фомичёв (слева; справа – Михаил Рогачёв): «Межведомственная комиссия по технологическому развитию намерена отсечь те технологические платформы, которые не состоялись, и в “светлое будущее” уже идти с теми технологическими платформами, которые зарекомендовали свою относительную эффективность». Фото предоставлено РФТР

Попыток пробить средства на поддержку техплатформ Минэкономразвития не оставит, пообещал замминистра. И добавил, что Межведомственная комиссия по технологическому развитию президиума Совета при Президенте по модернизации экономики и инновационному развитию России намерена «подвести некую черту под первым этапом развития этого инструмента, отсечь те технологические платформы, которые не состоялись, и в “светлое будущее” уже идти с теми технологическими платформами, которые зарекомендовали свою относительную эффективность». Предполагается исключить не оправдавшие надежд техплатформы из утверждённого ранее перечня. Среди кандидатов – так называемые сырьевые платформы.

Возможное недоумение участников круглого стола Олег Фомичёв предупредил следующими словами: «…Мы никому изначально и не говорили, что технологические платформы нужны нам [министерству. – STRF.ru]. Мы всегда говорили, что технологические платформы нужны их участникам для выработки совместного видения, формулирования тематики исследований на доконкурентной стадии, не обязательно поддерживаемой государством. Но исследования самих участников технологической платформы нужны для выстраивания стратегии – как компаниям, так и для понимания экспертной, образовательной общественности, среды тех запросов, которые к ним предъявляет бизнес».

Вопросы управления

На практике же случается разное. По словам Олега Калинко, руководителя дирекции инновационного развития ОАО «РусГидро», координирующей деятельность техплатформы «Перспективные технологии возобновляемой энергетики», его компания не является непосредственным бенефициаром тех результатов, которые платформа готовит и разрабатывает. «Таких платформ, как наша, их несколько – которые не имеют непосредственного прямого заказчика разрабатываемых технологий. И получается некий технологический разрыв между доконкурентной стадией и конкурентной стадией, – подчеркнул Олег Калинко. – Сегодня рынка оборудования возобновляемой энергетики фактически в стране не существует. И те исследования и разработки, которые мы планируем в рамках платформы, несколько провисают. Здесь платформа начинает сейчас работать с Минпромторгом, с Минэнерго, чтобы обеспечить часть подхвата тех технологий, которые у нас появятся на выходе». Представитель «РусГидро» объяснил, что сейчас все проекты стратегической программы исследований техплатформы «упакованы» по девяти технологическим направлениям. В рамках каждого из них составлена дорожная карта по технологиям, структурирована деятельность институтов развития и участников технологических платформ, формируется рынок компаний, которые могут принимать результаты исследований и разработок, достигнутые в рамках техплатформы. Одна из её ключевых задач, по его мнению Олега Калинко, в том, чтобы «обозначить роль каждого из участников этой цепочки создания продукта – от выявления идеи до реализации на конкретном объекте».

Большинство технологических платформ – межотраслевые. Для них особенно важно создать систему управления жизненным циклом высокотехнологичной продукции. Елена Буйлова, председатель правления НП ТП «Моделирование и технологии эксплуатации высокотехнологичных систем», генеральный директор ОАО «Российская промышленная коллегия», рассказала, что для решения этой задачи были использованы все коммуникативные возможности техплатформы, позволившие объединить крупнейшие предприятия, вузовскую науку и федеральные органы исполнительной власти. Минпромторг, по словам Елены Буйловой, отвечает за регулирование этапов жизненного цикла и разработку производств. Минобороны как основной заказчик будет отвечать за эксплуатацию, ремонт и утилизацию, обучение личного состава. Финансовым партнёром техплатформы является Внешэкономбанк. По итогам обсуждения в межотраслевом разрезе техплатформа определила шесть пилотных проектов, которые ведут крупнейшие предприятия, формирует пакет предложений по устранению пробелов в нормативно-правовых актах, налаживает взаимодействие с другими технологическими платформами, в частности с «Медициной будущего».

Первые результаты

«Медицина будущего», по мнению директора РФТР Михаила Рогачёва, является лидером технологических платформ, «очень далеко продвинулась в области организации экспертного сообщества», имеет очень сильную региональную и центральную составляющие.

Людмила Огородова: «Мы изначально организуем консорциумы таким образом, чтобы там были все этапы полного жизненного цикла. И уже задача платформы – организовать реализацию этого проекта полного цикла, причём далеко не за счёт государственной поддержки». Фото предоставлено РФТР

Сегодня в техплатформе более 300 участников с высоким репутационным потенциалом, что позволило начать осуществление 23 проектов полного цикла. В ней, как сказала председатель платформы Людмила Огородова, созданы научно-технические советы по тематическим направлениям, которые «очень удобно состыковались с научно-техническими советами Минпромторга». В качестве механизма межведомственного взаимодействия в этой техплатформе видят проекты полного цикла.

«Мы изначально организуем консорциумы таким образом, чтобы там были все этапы полного жизненного цикла. И уже задача платформы – организовать реализацию этого проекта полного цикла, причём далеко не за счёт государственной поддержки», – уверена Людмила Огородова.

К первым результатам работы техплатформы она относит 11 проектов, включающих опытно-конструкторские разработки и опытное производство и реализующихся при поддержке ФЦП «Исследования и разработки». По 26 ОКР просчитан объём выхода на производство, создание новых рабочих мест.

Важной компетенцией председатель технологической платформы «Медицина будущего» считает экспертизу – научную, инвестиционную, рыночную. И такая система экспертизы у платформы есть. Наряду с этим Людмила Огородова отметила очевидную потребность координирования деятельности и функций разных техплатформ; с одной из них – «Биотех 2030» – взаимодействие налажено. Руководители обеих платформ считают клубно-дискуссионную форму весьма полезной и поддерживают идею РФТР проводить выездные сессии для обсуждения направлений совместной деятельности техплатформ и дальше.

Технологической платформе «Малая распределённая энергетика» удалось развернуть общественное мнение энергетического сообщества от парадигмы развития централизованной крупной энергетики, господствовавшей в советский период, в сторону распределённой энергетики. «Сейчас все традиционные энергетические компании занимаются малой энергетикой, как одним из основных направлений своего бизнеса», – сказал сопредседатель этой техплатформы, генеральный директор ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике» Игорь Кожуховский. Деятельность платформы, по его словам, структурирована по технологическим направлениям: газовые турбины, газопоршневые установки, твердотопливная энергетика. И некоторые проекты, в том числе по развитию типового ряда газотурбинных установок малой мощности, уже завершаются. Вопрос в организации собственного производства. Несмотря на конкуренцию зарубежных компаний, давно уже работающих в этой области, техплатформа намерена продвигать отечественные разработки, среди которых и энергетические установки на твёрдом топливе, производство электрической энергии на низкопотенциальном тепле.

Благодаря поддержке технологической платформы «Биоэнергетика» проект компании «Экологические системы» по утилизации органических отходов птицефабрик с выработкой энергии получил заём от РФТР на финансирование опытно-конструкторских работ. Сейчас, как сообщил ведущий эксперт этой компании Евгений Княжев, близится к завершению первый этап проекта.

Проблемы, требующие решения

О востребованности техплатформы её участниками можно говорить лишь при наличии «адекватной формы обратной связи со стороны тех же ФОИВ», утверждает исполнительный директор технологической платформы «Биотех 2030» Алина Осьмакова: «Платформа выступает интегратором информации, средством сбора информации для ФОИВ со своих участников. Но мы практически лишены инструментария включения той самой обратной связи… С учётом межотраслевого характера нашей платформы, этих ведомств и федеральных агентств оказывается достаточно много. И только ограниченное число из них проявляют достаточно политической воли к тому, чтобы преодолеть отсутствие механизмов работы с техплатформами. С Минобрнауки у нас получилось сотрудничество. С Минпромом мы сейчас это сотрудничество выстраиваем. А, например, с Минприроды у нас сотрудничества не вышло. Оно застопорилось на самых начальных стадиях, потому что фактически никто не понимал, как с нами работать. То же самое, например, вышло с федеральным агентством Росрыболовство». По мнению Алины Осьмаковой, необходимо разработать регламентирующий документ в виде методических рекомендаций по учёту предложений платформы в госпрограммах и ФЦП, по дальнейшей работе с этими предложениями.

Поделился наболевшим и координатор технологической платформы «Биоэнергетика» Борис Реутов: «Платформа оказалась очень сложной, поскольку в Российской Федерации понятие “биоэнергетика” пока никак не воспринимается. Его никто не может понять...» При нормальном сотрудничестве с Минэкономразвития и Минобрнауки профильное ведомство – Министерство энергетики, по словам Бориса Реутова, «нас не видит». Между тем биоэнергетические технологии могут быть востребованы и Минпромторгом, и Минобороны, и Минсельхозом. Зато с зарубежными партнёрами в этой области у техплатформы полное взаимопонимание – там от биоэнергетики уже перешли к биоэкономике.

Межотраслевую проблему, возникшую при реализации проекта «Цельномонолитные и композитные пешеходные пролётные строения», поднял генеральный директор ООО «Композит сольюшен», директор по НИОКР ООО УК «Рускомпозит» Александр Сапожников. Проект был поддержан Агентством стратегических инициатив, заёмное финансирование получено от РФТР, и результат есть – первый цельномонолитный и композитный пешеходный пролёт длиной 20 метров для Башкирии. При этом, по словам Александра Сапожникова, был решён комплекс межотраслевых задач: «Например, у нас были созданы отдельные центры компетенций по расчётному моделированию конструкций. Отдельной задачей был трансфер технологий. Причём трансфер технологий мы делали с европейскими компаниями. Это был вопрос развития высокотехнологического производства. Также отдельный блок был посвящён анализу и пониманию того, как повезут конструкции с учётом тех требований, которые существуют в строительной отрасли». Однако технологической платформы, «которая отвечала бы за реализацию крупногабаритных конструкций – а мосты относятся именно к этой категории, – на текущий момент нет». Поэтому, по мнению Александра Сапожникова, имеет смысл подумать над созданием межотраслевых техплатформ, координирующих работу компаний, подобных той, которой он руководит. Тут взял слово заместитель генерального конструктора ОАО «РКК “Энергия” им. С.П. Королёва» Александр Чернявский, который заявил: именно такая технологическая платформа – «Лёгкие и надёжные конструкции» – и создаётся ровно для того, чтобы в ней существовали такие проекты и такие организации, которые комплексно решают все межведомственные задачи.

Заместитель директора ЗАО «Медико-биологический союз» Мария Галямова, представляющая новосибирский кластер, порекомендовала всем участникам «становиться кластерными партнёрами, приводить бизнес-проекты в техплатформу для того, чтобы находить там возможности реализации», а также использовать инфраструктуру институтов развития.

Подытожил дискуссию управляющий директор Российского фонда технологического развития Семён Мушер: «Первое – это мне кажется очень важным, чтобы разработать практическую программу действий, как платформы должны взаимодействовать с федеральными органами законодательной власти… То же самое касается и компаний с государственным участием, или просто госкомпаний по реализации их программ инновационного развития». Второе, что надо сделать, по мнению Семёна Мушера, – это внятно сформулировать, что выделяет ту или иную платформу, почему ей доверяют, почему министерство готово с ней и дальше взаимодействовать. Третье – по возможности создать единую систему экспертизы технологических платформ в качестве работающего органа. Такая экспертиза потребуется при создании как инжиниринговых центров, так и создании крупных опытно-промышленных установок. Четвёртое – усилить образовательную деятельность техплатформ, в том числе в экспертизе программ подготовки кадров в российских вузах.

О новом конкурсе РФТР по заёмному финансированию предприятий, коммерциализирующих разработки Российской академии наук, объявил директор фонда Михаил Рогачёв. При этом он отметил, что «конкурс пока идёт не так хорошо, как нам хотелось бы». РАН не проявляет особой активности в этом направлении.

Видеозапись круглого стола можно посмотреть здесь.

РЕЙТИНГ

3.40
голосов: 10

Галереи

Выставка по итогам ФЦП «Исследования и разработки 2007–2013»

25–27 апреля 2013 года в зале «Форум-холл» в Москве прошла выставка, посвящённая окончанию федеральной целевой программы «Исследования и разработки» на 2007–2013 годы. На выставке было представлено всего около пяти процентов участников программы в областях живых систем, медицины, экологии, энергосбережения, биотехнологий, вычислительной техники и новых материалов, но даже они заняли почти двести стендов. В первый день работы выставку осмотрел заместитель министра образования и науки РФ Игорь Федюкин.

54 фото

Обсуждение