Наука и технологии России

Вход Регистрация

Вузов-отличников стало больше

МГИМО, МФТИ и НИУ ВШЭ – такова тройка лидеров по качеству приёма абитуриентов в 2013 году. Именно у них лучшие показатели по среднему проходному баллу ЕГЭ: 95,6, 93,1 и 89 соответственно. Причём топовые позиции эти вузы удерживают уже три года подряд.

Ярослав_Кузьминов За прошедшие годы школьники адаптировались к тестовой системе. Именно это и повлияло на улучшение результатов ЕГЭ, а отнюдь не массовые списывания, уверен ректор НИУ ВШЭ

Высшая школа экономики и РИА «Новости» представили результаты ежегодного мониторинга качества приёма в российские вузы. Это именно мониторинг, а не рейтинг, подчеркнул ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Чтобы подготовить хороший рейтинг, надо оценить три параметра: качество абитуриентов, качество профессорско-преподавательского состава и качество выпускников. Если по первым двум категориям Вышка уже проводит исследования, то за третью только собирается взяться и к осени следующего года планирует представить данные по средним зарплатам выпускников вузов за первые пять лет после окончания учебного заведения.

Из-за чего растут баллы

Качество приёма оценивается по среднему баллу ЕГЭ принятых абитуриентов. Данные берутся с вузовских сайтов – так что одновременно проверяется их прозрачность и открытость. В этом году исследователям работалось легче: большинство вузов (247) разместили сведения о приёмной кампании в том формате, в каком рекомендовало Министерство образования и науки России. В прошлом году 11 вузов не представили на своих сайтах информацию, в этом – только 2 (Саратовская юридическая и Якутская сельскохозяйственная госакадемии). Всего мониторинг охватил 471 госвуз.

Ключевой результат, который отмечают исследователи, – увеличение среднего проходного балла в большинстве вузов. В среднем на 3,5 (в 2012 году – на 0,5 балла). А в некоторых вузах рост составил от 6 до 10 баллов. Например, в Московском областном гуманитарном госуниверситете – на 9,8 (средний балл – 66,1), в МИФИ – на 8,8 (84,6), в Московском госуниверситете технологий и управления – на 8,7 (67,1), в Московском городском психолого-педагогическом – на 8,4 (71,6).

Ярослав Кузьминов объяснил увеличение проходного балла повышением качества подготовки к экзамену. За прошедшие годы школьники адаптировались к тестовой системе. Именно это и повлияло на улучшение результатов ЕГЭ, а отнюдь не массовые списывания, уверен ректор Вышки. При этом судить о повышении знаний по этим данным нельзя – задания в экзамене каждый год меняются.

«Мы рекомендовали вузам установить проходной балл, то есть не принимать всех подряд, лишь бы заполнить бюджетные места, – прокомментировал присутствовавший на презентации мониторинга министр образования и науки России Дмитрий Ливанов. – Многие это сделали. Кто-то – нет. Те, кто установили достаточно высокий балл, как раз и улучшили свои результаты по сравнению с прошлым годом. Нам не нужно набирать в вузы тех абитуриентов, которые не подготовлены для обучения по программам высшего образования».

Дмитрий_Ливанов Дмитрий Ливанов: «Мы рекомендовали вузам установить проходной балл, то есть не принимать всех подряд, лишь бы заполнить бюджетные места»

Что касается ЕГЭ, то, по словам министра, это «инструмент, который должен постоянно совершенствоваться». «Мы планируем целый ряд изменений технологии, главным образом обеспечения его информационной безопасности, – сказал Дмитрий Ливанов. – Они будут применены уже следующим летом при проведении Единого экзамена. Но сущностных изменений не произойдёт».

В следующем году при приёме в вуз не будет учитываться портфолио, сообщил министр. Пока экспертное и педагогическое сообщества не пришли к единому мнению, как надо учитывать средний балл аттестата и портфолио достижений ученика. А все правила приёма должны быть известны ещё до начала учебного года. Тем не менее, по планам министерства, в ближайшие месяцы должна завершиться работа по обсуждению этого вопроса и формулированию подходов. К 2015 году вузы будут так или иначе учитывать внеучебные достижения школьников при их зачислении.

Куда идут отличники

Из тех, кто попал в топ-25 вузов с самыми высокими баллами ЕГЭ, двенадцать – медицинские. Причём один из них – Санкт-Петербургский медуниверситет им. академика И.П. Павлова – со средним баллом 88,6 в этом году обогнал МГУ и СПбГУ, которые расположились следом за ним на 5-м и 6-м местах со средними баллами 88,1 и 87,8.

Исследователи говорят о возрождении в России медицинского образования, о росте доверия к карьере в этой области.

Особое внимание в мониторинге уделяют техническим университетам. Если в 2012 году только у МФТИ средний балл зачисленных на бюджет студентов превышал 80, то в 2013-м таких вузов стало пять: МФТИ (93,1), МИФИ (84,6), РГУ нефти и газа им. Губкина (81,6), Санкт-Петербургский ИТМО (80,5) и Московский институт электроники и математики НИУ ВШЭ (80,3).

В большинстве технических вузов (74) средний балл ЕГЭ колеблется в пределах 60–69, в 27 вузах – 50–59. В Москве и Санкт-Петербурге эти показатели значительно лучше, чем в других регионах: 69,7 и 67,2 балла соответственно.

«Нас очень беспокоит, что на технические специальности, за редким исключением, поступают абитуриенты со слабыми знаниями по физике и математике, – сказал Дмитрий Ливанов. – Нужно создавать специальные меры для поддержки талантливых детей в выборе профессионального будущего в сфере естественных, технических наук. Например, со следующего года студентам, которые выберут специальности, связанные с ОПК, будут выплачивать повышенные стипендии, проезд к месту практики и т.д. Предусмотрена целая программа поддержки».

Порадовали исследователей некоторые педвузы. Если в прошлом году ни один из них не попал в так называемую зелёную зону отличников (средний проходной балл выше 70), то в этом году таких вузов уже пять. Помимо Московского городского психолого-педагогического значительно улучшил свои результаты Красноярский государственный педуниверситет – средний балл увеличился на 8,3 и достиг 70.

Авторы мониторинга по традиции разделили все вузы на три группы: зелёную – отличников (средний балл ЕГЭ выше 70), жёлтую – хорошистов (56–70) и красную – троечников (ниже 56).

Среди отличников лидеры – медицинские (91,7%), социально-экономические (66,1; остальные – хорошисты) и гуманитарные (58,3; хорошистов 37,5). Хорошисты – педагогические (82%; 10% отличников), технические и классические (по 73%), архитектурные (66,7%; остальные – отличники). В группе троечников преобладают аграрные вузы (53,6%; отличников – 1,8; хорошистов – 44,6).

По сравнению с 2011 и 2012 годами количество хорошистов и отличников среди вузов увеличилось.

Эксперимент по федеральным университетам нельзя считать успешным, считают исследователи. Только два вуза – Казанский и Южный – вошли в зелёную зону со средними баллами 76,8 и 74,6.

У всех остальных средний балл ниже 70. Правда, по сравнению с прошлым годом он вырос на несколько позиций. И только у Северо-Восточного снизился на 1,5 балла и достиг 60,1.

У национальных исследовательских университетов ситуация гораздо лучше. В этой группе все хорошисты и отличники. И только несколько вузов приняли абитуриентов с меньшим средним баллом по сравнению с прошлым годом.

В целом исследователи делают вывод, что при выборе вуза абитуриенты прежде всего руководствуются его брендом и репутацией. И в гораздо меньшей степени задумываются о том, какую специальность они получат.

РЕЙТИНГ

3.80
голосов: 5

Галереи

Заседание международного совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров с участием Дмитрия Медведева

5 июля 2013 года в Центре международной торговли в Москве состоялось совещание, на котором ректоры 36 вузов представили программы развития своих учебных заведений. В совещании принял участие премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Также на заседании с участием премьера присутствовали министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, представители международного университета «Сколково» и ректоры китайских университетов.

44 фото

Обсуждение