Наука и технологии России

Вход Регистрация

Плановая пятилетка

На заседании коллегии Министерства образования и науки России обсуждались два взаимосвязанных вопроса: План деятельности министерства на 2013–2018 годы и организация мониторинга региональных дорожных карт изменений в отраслях социальной сферы, которые направлены на повышение эффективности образования и науки.

Дмитрий_Ливанов Дмитрий Ливанов: «Для нас очень важная задача – обеспечить преемственность образовательной политики и её единство во всех регионах нашей страны»

«Для нас очень важная задача – обеспечить преемственность образовательной политики и её единство во всех регионах нашей страны», – подчеркнул министр образования и науки России Дмитрий Ливанов, открывая заседание. Дорожные карты, согласованные со всеми регионами, по словам министра, – «инструмент для решения этой задачи».

Показательные цели

Григорий_Андрущак Григорий Андрущак: «План – это квинтэссенция того, что мы должны сделать в ближайшее время»

План на 2013–2018 годы является инструментом стратегического планирования, выполнения стоящих перед министерством задач и «очищен от чиновничьего языка», отметил на заседании коллегии Григорий Андрущак, директор Департамента стратегии, анализа и прогноза Минобрнауки России. В основе плана – президентские указы, изданные в мае 2012-го, Стратегия инновационного развития России до 2020 года, Концепция долгосрочного социально-экономического развития, государственные программы «Развитие образования» и «Развитие науки и технологий». А также дорожная карта «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утверждённая распоряжением правительства № 2620. «План – это квинтэссенция того, что мы должны сделать в ближайшее время», – сказал директор департамента.

В числе целей пятилетнего плана министерства, утверждённого 18 июня 2013 года Дмитрием Ливановым:

  • обеспечение доступности дошкольного образования для каждого ребёнка в возрасте от 3 до 7 лет на базе нового федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
  • создание эффективной системы социализации детей и молодёжи, выявления и развития молодых талантов;
  • доступное образование для детей и молодёжи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
  • обеспечение соответствия качества подготовки и структуры программ профессионального образования потребностям российского общества и экономики;
  • развитие кадрового потенциала и преодоление разрыва поколений в российской науке;
  • повышение эффективности российской науки через инструменты учёта результатов работы учёных;
  • формирование точек роста в сфере науки через создание современной инфраструктуры научных исследований.

Каждой из перечисленных выше и не перечисленных целей в Плане соответствует основной показатель, который министерство намерено достичь к концу 2018 года:

  • очереди на места в дошкольных образовательных учреждениях будут сведены к нулю;
  • удельный вес численности детей, охваченных программами дополнительного образования, в общем числе детей и молодёжи в возрасте от 5 до 18 лет вырастет с 59% до 71%;
  • с 8% до 20% увеличится число школ и вузов, в которых смогут обучаться и проживать дети и молодёжь с ограниченными возможностями здоровья;
  • 8 российских университетов войдут в топ-200 мировых рейтингов вузов;
  • средний возраст исследователей сократится с 47,5 до 44 лет;
  • доля публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных Web of Science, возрастёт с 2,3% до 2,75%;
  • при ведущих вузах будут созданы 25 инжиниринговых центров для развития и коммерциализации научных разработок.

План Минобрнауки России содержит детализацию показателей (с их разбивкой по годам) и ключевых событий. За исполнение каждого раздела документа отвечает тот или иной заместитель министра. Предусмотрено публичное обсуждение и экспертное сопровождение исполнения и результатов мероприятий, проводимых министерством в 2013–2018 годы, формирование независимой системы оценки качества образования.

Хватит ли денег?

Михаил_Котюков Михаил Котюков поинтересовался обеспеченностью Плана деятельности Минобрнауки финансовыми ресурсами

Вполне естественным был вопрос заместителя министра финансов России Михаила Котюкова к составителям Плана, ответ на который он, впрочем, и так знал: «Насколько ресурсно обеспечен План, по вашей оценке?» Григорий Андрущак напомнил о наличии разногласий между Минобрнауки и Минфином по поводу размеров ассигнований на дошкольное и дополнительное образование, которые надо преодолеть, чтобы решить поставленные в указах президента задачи.

По мнению замминистра финансов, план нуждается в доработке, его «было бы правильно синхронизировать с уточнением двух госпрограмм – “Развитие образования” и “Развитие науки и технологий”, внести изменения в те пункты, которые не обеспечены ресурсами либо обеспечены не в соответствии с трёхлетним бюджетом...».

Александр_Хлунов Обеспокоенность Александра Хлунова вызвала неясность с источниками финансирования одного из показателей Плана – удвоения к 2018 году средней заработной платы научных работников по отношению к средней зарплате в регионе

Отчиталось ли Минобрнауки об успешности такого пилотного проекта, как прикладной бакалавриат (показатель 4.4 детализированного плана)? Этот вопрос Александр Хлунов, начальник Управления Президента по научно-образовательной политике, задал потому, что от успеха или неуспеха эксперимента будет зависеть его финансирование в будущем.

Александр_Климов Александр Климов: эксперимент по введению прикладного бакалавриата подтверждает высокую потребность рынка труда в таких специалистах для высокотехнологичного сектора экономики

«Мы ежегодно представляем отчёт о ходе реализации этой программы, – ответил заместитель министра образования и науки Александр Климов. – Министерство утверждает, что тот эксперимент, который в настоящее время реализуется, однозначно указывает на очень высокую потребность рынка труда в соответствующих специалистах».

Начальник Управления Президента поинтересовался, соответствует ли финансирование научных фондов (показатель Плана – 8.3) госпрограмме «Развитие науки и технологий» или иным госпрограммам и о каких научных фондах идёт речь? Министерство, по словам Григория Андрущака, считает, что поручение Президента России об увеличении в 2018 году финансирования научных фондов до 25 миллиардов рублей должно распространяться на РФФИ и ФГНФ. У Минфина иная точка зрения.

Обеспокоенность Александра Хлунова вызвала неясность с источниками финансирования ещё одного показателя Плана (7.2) – удвоения в 2018 году средней заработной платы научных работников по отношению к средней зарплате в регионе.

Оценим объективно

Георгий_Георгиев Георгий Георгиев предложил включить в План два пункта – об экспертизе научных организаций и о поддержке наиболее продуктивных научных подразделений РАН

Академик РАН Георгий Георгиев предложил включить в ту часть Плана, которая направлена повышение эффективности науки, два пункта. Первый он сформулировал так: «На основе экспериментальной проверки разработать наилучший объективный метод оценки научных организаций, прежде всего на базе оценки их подразделений по референтным группам, к концу 2014 года и провести аудит всех научных организаций с разделением на три категории с соответствующими организационными выводами к концу 2016 года».

Второй предложенный учёным пункт: «На основании реформы госакадемий отобрать основные перспективные, потенциально важные для практики программы РАН и финансировать их через ФОИВ для поддержания наиболее сильных и продуктивных подразделений и создания новых подразделений под руководством талантливых молодых учёных из России и из-за рубежа, не имеющих пока руководящих позиций». Программы, по словам Георгия Георгиева, «должны быть прозрачными и объективными, с чёткими правилами». Их финансирование, которое желательно начать с 2014–2016 годов, как считает академик РАН, могло бы составлять от 5 до 15 миллионов рублей в год – в зависимости от характера исследований.

Дмитрий Ливанов обещал найти формулировки, которые позволят содержательно отразить эти предложения в Плане.

Регионы идут по картам

Анна_Хамардюк Анна Хамардюк: мониторинг реализации региональных дорожных карт позволит организовать взаимодействие Минобрнауки и региональных властей

Региональные дорожные карты – такой же элемент системы управления развитием и изменениями в сфере образования и науки, как и обсуждённый План, отметила Анна Хамардюк, заместитель директора Департамента стратегии, анализа и прогноза Минобрнауки. Они были разработаны во всех субъектах Российской Федерации в первом квартале 2013 года. Мониторинг реализации дорожных карт позволит организовать взаимодействие Минобрнауки и региональных властей в условиях разделения полномочий между федеральным центром и регионами. На министерстве лежит ответственность за финансирование высшего образования и системы научных исследований, а на субъектах Федерации и органах местного самоуправления – финансирование дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования.

«Уже сейчас мы можем сказать, что по двум основным линиям реализации дорожных карт (с точки зрения финансов это наиболее ресурсоёмкие направления): обеспечению местами в детских садах, соответственно сокращению очерёдности, и повышению оплаты труда педагогических работников – достигнуты определённые результаты», – сообщила Анна Хамардюк. При этом по итогам первого полугодия 2013-го целевые значения зарплаты педагогов в детских садах достигнуты только в четырёх субъектах Федерации, а в организациях дополнительного образования детей – в 31 регионе, что, по мнению замдиректора департамента Минобрнауки, ставит под угрозу выполнение указов Президента России.

РЕЙТИНГ

1.56
голосов: 9

Галереи

Коллегия Минобрнауки России 20 марта 2013 года

Расширенное заседание коллегии, посвящённое итогам работы министерства в 2012 году

42 фото

Обсуждение