Наука и технологии России

Вход Регистрация

В глазах двоится?

Фестиваль проходил в Томском государственном университете 27 и 28 сентября, его участниками стали 30 пар близнецов Томска со 2-го по 11 класс. Таким мероприятием томские учёные отметили создание первой в России уникальной базы данных – Российского Школьного Близнецового Регистра. Также в фестивале приняли участие международные эксперты в области психогенетики из Москвы, Великобритании и США.

Первый_научно-образовательный_близнецовый_фестиваль_ТГУ Участники мастер-класс по извлечению ДНК овощей и фруктов

На открытии Фестиваля даже ректор Томского государственного университета признал, что у него немного «двоится в глазах»:

– В этом году ТГУ исполнилось135 лет. За это время в стенах университета и в этой аудитории бывали лауреаты нобелевских премий, министры образования, президенты, но никогда не было таких замечательных мальчиков и девочек! Многие люди, посмотрев репортажи с этого фестиваля, тоже могут захотеть иметь близнецов, – пошутил Георгий Майер. – Но, несмотря на то, что здесь сегодня много ребятишек, Томский государственный университет – серьезное научное учреждение, и сегодня исследования в области когнитивистики являются обобщающим направлением в естествознании.

Близнецовые Регистры уже существуют во всех развитых странах мира, это базы данных, которые используются для исследований в самых разных областях человеческого развития: начиная от медицинских заболеваний и заканчивая школьным образованием. Два года назад ТГУ выиграл грант по постановлению Правительства России № 220 на создание международной лаборатории когнитивных исследований и психогенетики. Именно на базе лаборатории и реализован проект Российского Школьного Близнецового Регистра.

– Я думаю, будет очень интересно посетить все назначенные пункты и стать участниками регистра, – размышляет 14-летняя Диана Чернова. Она и её брат Кирилл – двойняшки, впрочем, к тому, что их называют «близнецами», они привыкли. На Фестивале им повезло: именно их пара по итогам лотереи стала обладателем сертификата участников Регистра №1. – В школе мы уже проходили тестирование, состоящее из компьютерных игр – было здорово, мне понравилось.

Как и большинство близнецовых и «двойняшковых» пар, Кирилл и Диана совсем разные: Кирилл старше, но он более молчаливый, а Диана – общительная и разговорчивая. Интересы их тоже далеки друг от друга: Диана углубленно изучает химию и физику, мечтает быть балериной, а Кирилл увлекается компьютерами и английским языком. Во многом, именно на этом и основаны исследования томской лаборатории когнитивных исследований и психогенетики.

Как подчеркивают учёные, Близнецовые Регистры создаются не для того, чтобы изучать уникальность близнецовых пар. Задача подобных баз данных – сравнить идентичных и неидентичных близнецов и изучить генетические и средовые факторы. Томские учёные исследуют сложные процессы генно-средового взаимодействия: как гены и среда работают вместе и что приводит к уникальному когнитивному мотивационному профилю каждого ребенка.

– На данный момент в Регистре уже есть три тысячи близнецовых пар, – поясняет Юлия Ковас, руководитель Лаборатории, директор Международной лаборатории междисциплинарных исследований индивидуальных различий в обучении (InLab) факультета психологии Голдсмитского колледжа университета Лондона. – Планируется, что в него войдут как можно больше близнецов, обучающихся во всех школах России, а это больше 40 тысяч школ. Задача этого Регистра – изучение детского развития и всех процессов, связанных с обучением. Далее этих близнецов будут приглашать в разные научные проекты. Сейчас уже начались такие обследования – близнецов-старшеклассников мы пригласили для исследований математических способностей.

На Фестивале параллельно шли две программы: познавательно-игровая – для близнецов и научно-образовательная – для их родителей. Первые участвовали в «кругосветке», среди заданий которой были творческие викторины, мастер-класс по извлечению ДНК овощей и фруктов на настоящем оборудовании лаборатории и конкурс по созданию автопортретов. Взрослым участникам Фестиваля сотрудники Лаборатории когнитивных исследований и психогенетики ТГУ преподавали «теорию» – разъясняли генетическую разницу между двойняшками и близнецами, знакомили с исследованиями близнецов в других странах, рассказывали о том, как важно участие их детей в создании Регистра.

Кроме того, многие из участников фестиваля смогли поучаствовать в съёмках фильма канала «Россия» о феномене близнецов. Именно томский Фестиваль стал первой съемочной площадкой для будущего фильма.

РЕЙТИНГ

4.00
голосов: 6

Галереи

Научные бои Политехнического музея

15 августа 2013 года в лектории ДК ЗиЛ прошла неформальная конференция в новом формате. Пять научных сотрудников рассказывали о предметах и результатах своих исследований. Необычность лекций была в том, что каждому выступающему отводилось ровно 10 минут и ни секундой больше, привычные презентации со слайдами были запрещены, а объяснения должны были быть понятны неспециалистам – например, венчурным инвесторам, а в идеале даже и детям.
Участники, по порядку выступления: Ольга Ивашкина, выпускница биофака МГУ, работает в лабораториях ИНФ им. Анохина и Курчатовского института, исследует мозг и механизмы памяти. Мария Худякова, научный сотрудник лаборатории нейролингвистики НИУ ВШЭ, изучает пациентов с афазией, чтобы понять, как функционирует речь при повреждённом мозге. Анастасия Канатьева, старший научный сотрудник лаборатории хроматографии ИНХС РАН им. Топчиева, рассказала о том, что такое и зачем нужна хроматография, и чем отличаются монолиты от традиционных сорбентов. Александр Варнавский исследует поведение людей и изменение их состояния во время работы с техникой и автоматикой, от автомобиля до АЭС. Михаил Губко, кандидат технических наук, научный сотрудник ИПУ им.Трапезникова, рассказал о системном анализе и о том, что общего между пространственной структурой молекулы органического соединения, штатным расписанием крупной корпорации и алгоритмом архивации данных.

43 фото

Обсуждение