Наука и технологии России

Вход Регистрация

Каждому городу – своё лицо

Огромную территорию России непросто заставить работать как единый организм. Связующими звеньями в этой системе, безусловно, являются города. Но если сегодня в российской науке большое внимание уделяется мегаполисам и или, наоборот, депрессивным моногородам, то средние города остаются без должного внимания. О том, почему важно изучать средние города и как полученные знания могут повлиять на развитие страны, STRF.ru рассказал обладатель гранта Русского географического общества, сотрудник кафедры социально-экономической географии и территориального планирования факультета географии и геоэкологии Тверского государственного университета Илья Смирнов.

Города-перехватчики

Города делятся на малые, средние и крупные в зависимости от количества жителей. Согласно российской классификации, к средним относятся города с населением от 50 до 100 тыс. человек. У нас в стране таких населённых пунктов 155, и в них проживает 12–15% всего городского населения.

«Это довольно серьёзная ниша, но про эти города практически никто не пишет. И было принято решение заняться такими городами. К тому же, я сам родом из Торжка, – пояснил выбор темы Илья.

Все средние города, которые известны нам в Центральной России – это «города – межрайонные центры». И именно поэтому они важны. Они, как правило, берут на себя ряд функций региональных столиц и предоставляют их малым городам, посёлкам городского типа, сельскому населению».

Илья_Смирнов
Илья Смирнов

Очень многие функции региональных столиц средние города дублируют. В них есть и межрайонные медицинские центры, и межрайонные отделения полиции, и средние образовательные учебные заведения, филиалы вузов. Было выявлено более 45 функций межрайонного характера, присущих средним городам, но на практике их больше, поясняет Илья.

Одним из важных вопросов в ходе исследования было определение так называемой укоренённости населения, то есть, длительности проживания респондентов, их родителей и прародителей на данной территории. Социально-экономическая география позволяет взглянуть на вопрос укорененности населения с двух сторон: с точки зрения территориального сознания и сохранения традиций и навыков экономической деятельности населения. Территориальное сознание формируется на протяжении длительного времени и как часть социального капитала передается от поколения и к поколению.

«Гипотеза такая: люди, «укорененные» на данной территории, в первую очередь являются носителями территориальных интересов, четко осознающими пути и цели их реализации. Осознание и сформированность территориальных интересов напрямую зависит от времени проживания на данной территории. Иными словами,

чем больше население укоренено, тем ему интереснее эта территория.

То есть, если я прожил в Торжке, скажем, 40 лет, наверное, моя душа радеет за этот город, и я готов для него что-то сделать. Если же я приехал сюда на 2 года по работе – мне не так важно, что тут происходит, – рассказал Илья Смирнов.

Эти выводы, конечно, тоже нельзя утрировать. Иногда укоренённость населения плохо влияет на развитие города. В основном потому, что прогрессивные мысли, как правило, рождаются в столице. И нередко, люди которые переезжают из Москвы в глубинку со своими идеями, сталкиваются с непониманием и неприятием среди местного населения.

В целом результаты исследования неутешительны, так как всё ещё есть явная тенденция «перетекания» населения в более крупные населённые пункты. Но среди жителей средних городов есть немало переживающих за свою родину, как «укоренённых», так и приезжих.

Причины_оттока_молодёжи Причины оттока молодёжи из города Торжок, результаты исследования. Из презентации Ильи Смирнова

«Наша работа по изучению средних городов будет полезна для реализации региональной политики и, в принципе, стратегического планирования, – пояснил Смирнов. – Государству всё-таки нужно обращать внимание на средние города, они должны становиться опорными центрами развития регионов».

Возможно, это внимание не должно быть таким пристальным, как в случае малых и моногородов, ведь действительно, благодаря диверсификации экономики, средним городам не грозит мгновенное «экономическое вымирание». Но это только «пока», потому что население убывает, следовательно, города деградируют. А если города несут в себе важные межрайонные функции, то с уходом населения будут деградировать и эти функции.

Экономическое начало

Но какой прок от «связующего звена», если связывать нечего и не с чем? Чтобы люди снова потянулись к некрупным городам, надо сделать жизнь в них привлекательной. Способ сделать это наверняка – это обеспечить людей работой.

Население любого города обладает определёнными профессиональными навыками. Порой сами жители города заявляют о своих «наклонностях». Из известных примеров можно назвать «оружейный город» Тулу и «город текстильщиков» Иваново. И инвесторы должны это учитывать, когда планируют, например, создание нового предприятия.

«Один из хороших примеров работы инвестора – завод Hitachi под Тверью, который производит экскаваторы, – рассказал Смирнов. – В Твери тоже есть экскаваторный завод. И одним из плюсов именно такого расположения Hitachi как раз был тот факт, что в Твери находится экскаваторный завод. То есть, здесь есть люди, есть образовательные учреждения, которые готовят кадры для этого завода. Это один из примеров, когда инвестор приходит в регион, учитывая сложившиеся компетенции».

Одной из важных задач работы со средними городами будет выявление этих компетенций и распространение этой информации.

«Любые компетенции, которые есть у населения, должны быть востребованными, иначе носители «лишних» навыков просто уедут из этого города», – добавил Смирнов.

Городские бренды

Понимание особенностей города актуально не только для потенциальных инвесторов. Создание так называемых брендов городов крайне важно и для развития туризма, и, в итоге, для создания благоприятных условий для жизни и самореализации граждан.

«У многих наших городов, к сожалению, сейчас нет своего «лица», хотя все наши древние города близки к этому. Нужно немножко этот процесс подстегнуть, – уверен Смирнов. – Всем городам в принципе, а российским – тем более, нужно понимать, что за инвестиции, за ресурсы, за население нужно бороться. И наличие бренда у города этому способствует».

РЕЙТИНГ

4.40
голосов: 10

Обсуждение