Когда Сибирь была на экваторе

Сибирь. Кажется, от самого слова веет суровым континентальным климатом и холодом. Но так было не всегда. На основании палеомагнитных данных исследователи Новосибирского государственного университета и Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН реконструировали движение Сибирского палеоконтинента за последний миллиард лет и выяснили, как менялся климат на этой территории. Заместитель заведующего кафедрой общей и региональной геологии НГУ профессор Дмитрий Метёлкин рассказал о том, где находилась Сибирь в разные периоды в прошлом и будет ли здесь теплый климат.

– Геологическое строение Евразийского континента, на котором мы живем, очень неоднородное. В его составе присутствуют древнейшие блоки, сформированные миллиарды лет назад, и относительно молодые области. Примерно миллиард лет назад этот массив образовывал подобие гигантского полуострова в составе суперконтинента Родинии и находился в тропической области северного полушария. Распад Родинии и повлек за собой отделение Сибири как самостоятельного континента, который большую часть своей геологической истории вплоть до образования около 250 млн лет назад Пангеи находился преимущественно в тропической или субтропической зонах.

Достоверно установлено, что скорость перемещений Сибирского палеоконтинента, как и любой другой литосферной плиты, не более 10 сантиметров в год. Направление движения неоднократно менялось, это связано с глобальными перестройками в динамике планеты, рождением и закрытием океанов. Устойчивый северный дрейф Сибири из преобладающего экваториального положения к современному приполярному отмечается с рубежа кембрийской эпохи, то есть около 500 млн лет назад. В то время континент был развернут на 180 градусов относительно современного своего положения.

Перемещения_Сибирского_пелеоконтинента
Перемещения Сибирского пелеоконтинента. Иллюстрация: Дмитрий Метёлкин

Разобраться, какие внешние условия преобладали в реконструируемой на основе палеомагнитных данных области планеты, помогает изучение ископаемых организмов. Иногда также помогает анализ облика и состава горных пород, формировавшихся в интересующий нас момент геологического времени. Например, для холодного климата характерен очень своеобразный набор пород, образование которых связано с движением и таянием ледников. Соответственно обнаружение такого комплекса в разрезе интересующего блока земной коры однозначно свидетельствует о ледниковой деятельности и опосредованно говорит о преобладании холодного климата, даже если сам блок находился в экваториальной области. Так в эпоху криогения (850–630 млн лет назад) – одного из глобальных ледниковых периодов в геологической истории, Сибирь как и большинство других древних континентальных массивов располагалась в тропических широтах. При этом все они характеризуются широким распространением ледниковых отложений, что стало основой гипотезы, представляющей Землю того времени в виде Снежного шара.

Наконец, континентальная кора, на которой сегодня находится Новосибирск, возникла сравнительно недавно, около 480 млн лет назад, в результате преобразования океанического бассейна, обрамлявшего Сибирский палеоконтинент. А вот через 200–250 млн лет в ходе глобального дрейфа материков она переместится значительно южнее и вновь окажется в субтропической зоне Северного полушария. Остается надеется, что климат за это время не приобретет ледниковый характер и условия для жизни будут благоприятными.

По материалам пресс-службы Новосибирского государственного университета