Наука и технологии России

Вход Регистрация

«Честные цены» обсудят в Плехановском университете

На протяжении трех месяцев (c февраля по апрель) в 13 городах – участниках проекта инициативная группа Плехановского университета в составе преподавателей и студентов фиксировала изменение минимальных розничных цен на социально-значимые продовольственные товары в магазинах шаговой доступности, супермаркетах и гипермаркетах. Целью проекта было получение оперативной и достоверной информации о динамике минимальных цен, полноте ассортимента товаров, исполнения требований по срокам годности продовольственных товаров, наиболее популярных у основных групп населения. Особое внимание было уделено обследованию оборудования торгового предприятия с точки зрения требований «безбарьерной среды».

Научная группа проекта (Центр социальных инициатив, кафедры маркетинга, рекламы, дизайна и связей с общественностью, торговой политики, технологии и организации продаж) составила список из 600 магазинов  в Москве и 400 торговых предприятий в других регионах. В столице объектом исследования стали магазины розничных сетей: «Магнит», «Пятерочка», «Перекресток» Auchan, METROC&C, «Дикси», «Лента», «Седьмой континент», «Монетка», SPAR, «Копейка», «Квартал», «Билла», «Магнолия». В регионах были изучены как сетевые магазины (национального и регионального масштаба, так и мелкие торговые предприятия, рыночные павильоны). Так, например, в Севастополе пока еще нет сетевых предприятий торговли.

С 1 января 2013 года Федеральным законодательством утвержден новый состав потребительской корзины, который будет действовать до 2018 года.

В потребительскую корзину включены: хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку), мука, крупа и бобовые, картофель, овощи и бахчевые, фрукты свежие, сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар, мясо и мясопродукты, рыбопродукты, молоко и молочные продукты в пересчете на молоко, яйца, масло растительное, маргарин и другие жиры, прочие продукты, такие как соль, чай, специи. Стоимость этих продуктов составляет примерно 50% стоимости потребительской корзины.

В исследовании проекта «Честные цены» были определены 17 товарных категорий на основании Постановления Правительства № 530 от 2014 г. (об установлении предельно допустимых цен на социально-значимые продукты питания), дискуссий и обсуждений научной группы проекта. Инициативная группа по итогам ежемесячных наблюдений готовила практические рекомендации, аналитические записки отправлялись в Союз потребителей РФ и Общественную палату РФ.

Методология Плехановского университета по проведению мониторинга цен на социально-значимые продовольственные товары отличается от общепринятой методологии Росстата, поскольку было принято решение фиксировать минимальные (а не средние) цены на указанные товарные категории и проводить их сравнение в Москве и других городах России.

В 2014 году по данным Росстата, в среднем по России рост потребительских цен составил 11,4%, в том числе на продовольствие – 15,4%. Инфляция за 2014 год почти в 2 раза превысила уровень 2013 года. Официально считается, что только за январь-март 2015 года инфляция зафиксирована на уровне 7,44%, что в 2,3 раза больше, чем за аналогичный период 2013 года. По данным Росстата цены на сахар возросли в 1,4 раза, крупы - на 22%, мясо и птицу - в 1,2 раза, молоко - на 13,4 %, муку - на 9,8 %. Тенденция роста цен на основные продукты питания отмечается во всех регионах страны.

Исследователи Плехановского университета заключают, что рост цен на многие важнейшие социально-значимые продукты питания, начиная с сентября 2014 г. по апрель 2015 г., не связан с дефицитом внутренних ресурсов, изменением курса рубля и прочими макроэкономическими факторами.

Честные_цены

В апреле 2015 года, после драматического повышения цен на основные продовольственные товары в начале года, наблюдалось некоторое снижение цен, которое ученые РЭУ связывают со снижением покупательского спроса, а также формированием тревожных ожиданий и снижением уровня покупательской активности населения. Однако следует отметить, что темп снижения цен практически на все товарные позиции меньше в предприятиях несетевой торговли (магазины шаговой доступности), чем в торговых предприятиях сетевой торговли. Например, было зафиксировано снижение средних минимальных цен в апреле 2015 года (после предпринятых Правительством мер по контролю цен) по таким товарным позициям, как крупа гречневая, хлеб ржано-пшеничный, молоко. Тем не менее, проведенный мониторинг минимальных цен в ноябре 2015 г. в тех же торговых предприятиях показал,  что после незначительного спада в апреле текущего года, цены на эти товарные позиции стабильно повышаются. Так цена на молоко в феврале составляла 57,25 руб, в марте – снизилось до 55,4 руб., однако, уже в апреле – вновь отмечено повышение до 56,1 рубля, а в ноябре 2015 года – до 57 рублей.

Эксперты Плехановского университета прогнозируют дальнейшее повышение цен на молоко и другие важнейшие продукты из «продовольственной корзины», если не будут предприняты меры, помимо контроля.

Результирующая волатильность (изменчивость) по минимальным ценам на продукты «потребительской корзины» составляет 32,09%, что говорит о сложившийся на рынке кризисной ситуации после резкого снижения курса рубля и введения встречных санкций на продукты питания из стран ЕС.

По другим товарным категориям в ноябре 2015 г. также наблюдается рост минимальных цен, что говорит о том, что торговые предприятия не придерживаются Правил установления допустимых розничных цен, которые предложены Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. № 530. Согласно данному Постановлению, решение об установлении предельно допустимых розничных цен принимается Правительством РФ по результатам анализа рыночной ситуации. Если обнаружится, что цена на товар выросла за 30 дней более чем на 30 %, то в течение нескольких дней цена на такой товар может быть скорректирована. Однако такие меры со стороны государственных органов управления по установлению предельно допустимых розничных цен на такие товары как сахар, картофель, капуста так и не были приняты.

Учитывая актуальность данной проблемы,

ученые РЭУ им.Г.В. Плеханова разработали методику определения предельно допустимых розничных цен на социально-значимые товары, использование которой позволит более обоснованно и эффективно вести диалог органов государственной власти и местного самоуправления с предприятиями сетевой и, особенно, несетевой, розничной торговли в процессе регулирования социально-экономической ситуации на потребительском рынке.

В рамках круглого стола, который пройдёт 26 ноября, будут озвучены основные итоги проекта «Честные цены». В программе мероприятия выступление члена Общественной палаты Российской Федерации, председателя комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан В.А. Слепака с докладом на тему: «Общественный контроль граждан − значимость и перспективы».

По материалам пресс-службы РЭУ им. Г.В. Плеханова

РЕЙТИНГ

5.00
голосов: 1

Обсуждение