"Мы надеемся найти планету через пару лет"

Астрономы из Калифорнийского технологического института открыли новую планету-гигант в нашей Солнечной системе. Один из авторов открытия, Константин Батыгин рассказал "Огоньку" о том, что собой представляет планета Х. STRF публикует часть интервью.

— Константин, когда впервые было высказано предположение о существовании в нашей Солнечной системе еще одной планеты-гиганта? И как так получилось, что до сих пор никто не догадался, что он "притаился" за Нептуном?

— Сама идея, что в Солнечной системе может существовать еще одна планета, довольно старая. Ее сформулировали, может быть, лет сто назад, но для проверки не хватало информации. Сто лет назад телескопы были примитивными, и только сейчас наши технические возможности позволяют накапливать такое количество данных о звездном небе, чтобы искать далекие объекты. С другой стороны, мы просто знали, где искать, так как проверяли конкретные данные о необычном поведении объектов в поясе Койпера. Математические расчеты показали неожиданные результаты: далеко за пределами орбиты Нептуна существует дополнительная массивная планета, которую мы не видим. Так что можно с уверенностью говорить о том, что наши знания о Солнечной системе далеко не полны.

— Что сегодня конкретно можно сказать об этой планете?

— Расчеты дают нам достаточно хорошее предсказание орбиты планеты. Она имеет период обращения вокруг Солнца порядка 10-20 тысяч лет. Но пока мы не можем сказать, где именно на орбите в данный момент она находится.

— Почему?

— Чтобы рассчитать это, мы должны сначала рассчитать движение всех маленьких объектов Солнечной системы, которые находятся в поясе Койпера. А даже с нынешними техническими возможностями на это уйдет примерно 2 тысячи лет. Мы с коллегами не можем ждать так долго, поэтому надеемся в ближайшее время найти другие решения.

— Можно ли сказать, чем является планета по сути? Можете ли вы предположить, когда сформировалась эта планета?

— Да, потому что кроме орбиты наша модель позволяет определить массу планеты: они примерно в десять раз больше, чем масса Земли. Сформировалась планета примерно в то же самое время, что Уран и Нептун, и, главное, примерно из того же материала. То есть по химическому составу они будут очень и очень похожи. По сути, новая планета представляет собой не самый большой газовый гигант. Это очень значимый объект Солнечной системы. Мы предполагаем, что в какой-то момент из-за сильной гравитации планета была как бы выброшена на периферию Солнечной системы — на длинную эллипсоидную орбиту.

— Когда происходили столь грандиозные события? О каком примерно периоде идет речь?

— Речь о первых трех миллионах лет жизни Солнца — это самый первый период существования нашей Солнечной системы, относительно сегодняшнего дня это происходило примерно 4 миллиарда лет назад.

— Некоторые астрономы утверждают, что планету можно поискать в каких-то прежних обзорах неба, где ее могли заснять, но не опознать. Насколько реален такой сценарий?

— Это неплохая и вполне реальная идея, но я не знаю, насколько это даст ответ в данном случае. Впрочем, когда в 1846 году открыли Нептун (который, кстати, тоже рассчитали математически задолго до физического открытия), его стали искать в прежних трудах и выяснили, что даже Галилео Галилей зарисовал Нептун в своих рисунках. Так что некоторый положительный опыт подобных работ есть.

— Как будет выглядеть подобная работа сегодня? Вы будете поднимать гигантские объемы архивных снимков?

— Именно так. Зная орбиту, нам нужно будет рассчитывать, где в каком году эта орбита проходила и дальше смотреть, кто и какой телескоп использовал в это время в разных частях неба. Это довольно долгая и трудоемкая задача.

— Я читала, что вы уже зарезервировали время работы телескопа Subaru на Гавайях, чтобы искать девятую планету. Как будет выглядеть этот поиск и почему вы поедете именно туда?

— Дело в том, что мы регулярно используем именно этот телескоп. В целом это уже работа другого плана — не теоретическая, а практическая, то есть я к ней не имею непосредственного отношения, но мне интересно помогать с этим моему коллеге Майку. Сам процесс поиска довольно предсказуем: мы приезжаем на очень высокую гору, врубаем телескоп и просто начинаем фотографировать небо каждые две минуты.

— Сколько времени, по вашим ощущениям, при таком режиме работы займет поиск новой планеты?

— Времени мы получаем не так много: одну ночь за пару месяцев, так что это не постоянная работа, так как есть много других ученых, которым тоже нужен этот телескоп. Имея такой кусок времени, поиски могут занять лет 5-10 — это если быть пессимистом. Но мы — оптимисты, мы надеемся найти планету через пару лет.