Биологи близки к созданию вакцины от «болезни джихадистов», съедающей тело заживо

Микробиологи из университета Калифорнии в Сан-Диего (США) приблизились к созданию вакцины от особо опасного штамма стрептококка, при заражении им тело человека начинает гнить заживо, сообщает журнал Nature Microbiology. Эпидемия вспыхнула в Сирии в прошлом году на территориях, захваченных террористической группировкой Исламское государство.

вакцина

«Вакцины от стрептококков группы А не существует, и то, что мы открыли «скрытую» последовательность общих для всех этих микробов наборов даёт нам шанс создать вакцину от этой болезни», — заявил один из исследователей.

Стрептококки из группы А вызывают некротизирующий фасциит, возбудителями недуга могут быть и одноклеточные паразиты-лейшмании, переносимые мушками и комарами. Причиной бурного размножения последних, является то, что боевики ИГИЛ оставляют тела своих жертв гнить прямо на улице.

Обе болезни одинаково смертельны для их носителей, поэтому медики стремятся защитить население Ближнего Востока от этой инфекции. По оценкам редакции журнала PLoS One, сейчас носителями лейшманиоза и фасциита являются несколько тысяч человек в зоне конфликта.

Проблема в случае со второй болезнью осложняется тем, что структура белка M, которым стрептококк покрывает свою клетку, заметно отличается для разных штаммов этого микроба, что не позволяет создать универсальную вакцину от него, а организму – защитить себя от повторных инфекций.

Изучая структуру и функции М-белка, учёные обнаружили, что он использует молекулярную «пятую колонну» – человеческий белок C4BP, делающий микроб невидимым для иммунной системы. Этот белок подключается к поверхности микроба при помощи особых скрытых «посадочных площадок», расположение и структура которых одинакова для 90% штаммов стрептококка.

Эти площадки можно использовать и для обратных целей – «подключения» к ним молекул антител, которые будут не скрывать, а наоборот делать микробов заметными для иммунной системы, и способствовать их уничтожению. Такие антитела будут бороться со всеми штаммами стрептококка, и тем самым  защищать человека от смертельно опасной инфекции.