«РадиоАстрон» разглядел облако водяного пара в созвездии «Гончих псов»

Российские учёные обнаружили ультракомпактное облако водяного пара в 20 млн световых лет от Земли, поставив мировой рекорд по точности детализации удаленных космических объектов, сообщает ТАСС, цитируя заявление Алексея Алакозова, заведующего лабораторией спектральной радиоастрономии Астрокосмического центра Физического института им. П.Н. Лебедева (ФИАН). Учёный сообщил об открытии на конгрессе радиоастрономов в Петербурге.

«Мы поставили новый мировой рекорд углового разрешения, побив наш же рекорд прошлого года. «РадиоАстрон» обнаружил облако водяного пара размером в 80 астрономических единиц (одна астрономическая единица – это расстояние между Солнцем и Землей – прим. ред) в галактике NGC4258 (созвездие «Гончие псы»), удалённой от Земли на 20 млн световых лет», – сказал он.

Спектр-Р Фото с сайта science.spb.ru

Наблюдения, по словам учёного, выполнены на 10-метровом орбитальном радиотелескопе, установленном на космическом аппарате «Спектр-Р» в рамках международного проекта «РадиоАстрон» с ведущим российским участием. В программе наблюдений также был задействован американский 110-метровый телескоп GBT.

Новый рекорд составляет 11 микросекунд дуги.

«Предыдущий – был поставлен интерферометром «РадиоАстрон» в прошлом году при наблюдениях яркого квазара OJ287 на длине волны 1,3 см, он составлял 14 микросекунд дуги», – пояснил руководитель научной программы «РадиоАстрон» профессор РАН Юрий Ковалев из ФИАН – Наблюдения галактики NGC4258 проходили 17 марта 2016 года. Группа корреляционной обработки данных «РадиоАстрон» сообщила нам приятную новость о новом рекорде на прошлой неделе».

Этот результат позволит «исследовать физические условия образования, эволюции и мазерного излучения водяного пара в диске далекой галактики, вращающегося вокруг центральной сверхмассивной черной дыры», считает профессор.

Проект «РадиоАстрон» реализуется уже на протяжении пяти лет. В ходе него на околоземную орбиту был выведен 10-метровый радиотелескоп, способный исследовать космические объекты с самой высокой детализацией.

При движении по своей орбите, каждые девять суток телескоп проходит путь, равный двойному расстоянию от Земли до Луны. Он работает в связке с более 30 наземными радиотелескопами – российскими, из сети Квазар-КВО, и европейскими, американскими, африканскими, австралийскими и азиатскими.

Российские генетики выявили новый тип наследования через белки "коровьего бешенства"