В дрожжах нашли ген-убийцу вирусов

Учёные из Колорадского университета в Боулдере (США) обнаружили белки, не относящиеся к иммунной системе организма, но способные защищать его от вирусов, сообщает журнал PLOS Pathogens.

микробиолог Фото с сайта agbz.ru

Дрожжи Saccharomyces cerevisiae с древних времен используются в пивоварении, виноделии и приготовлении хлеба. Многие их виды подвержены заражению вирусами, которые встраиваются в РНК и ДНК и распространяются по всему организму. Справляться с вирусами дрожжам помогает ген XRN1.

Это стало неожиданностью для микробиологов, потому что этот ген никак не связан с иммунной системой – он производит белок, очищающий клетки дрожжей от «мусора», в частности, разрушая РНК старых ненужных молекул. Как выяснилось, белок также способен разрушать РНК вирусов, не давая им размножаться в организме, и, таким образом, берет на себя функцию белка иммунной системы.

Исследователи установили это в ходе эксперимента, в котором они «отключали» работу гена XRN1 в дрожжах Saccharomyces cerevisiae, зараженных вирусом. После этого вирус начинал распространяться в клетке с невероятной скоростью. Когда экспрессия гена искусственно усиливалась, заставляя его производить больше белка, дрожжи полностью избавлялись от вируса. Что интересно, этот белок уничтожал РНК вирусов не «специально», а просто принимал их за РНК ненужных молекул, от которых следует избавиться.

Ген XRN1 найден у многих организмов, в том числе у людей. В организме человека он выполняет ту же функцию, что и у дрожжей: производит белок-чистильщик клеток. По словам учёных, исследование в будущем может помочь в лечении вирусных инфекций.