Вышел 9–10 номер журнала «Российские нанотехнологии» за 2016 год

В статье Б.И. Шапиро и др. изучено спонтанное превращение в водном растворе металлокомплексных J-агрегатов мезо-метилзамещенного тиакарбоцианина в металлокомплексные H-агрегаты. Сделан вывод, что трансформация агрегатов связана с изменением структуры их первичных агрегатов от упаковки мономеров типа «кирпичной кладки» к упаковке типа «стремянки».

Использование нанотехнологий в трибологии привело к появлению большого количества товарных смазочных материалов, содержащих наноразмерные частицы, с недоказанной эффективностью. В работе А.А. Кужарова и др. проведены триботехнические и физико-химические исследования ряда таких присадок к смазкам для выявления их реальных триботехнических характеристик. Выявлено, что применение частиц металлов (меди в первую очередь) может приводить к повышению триботехнических характеристик смазочных материалов. Для выявления механизма формирования и роста нанокластеров меди как модельной основы металлоплакирующего компонента трибосистем были произведены квантово-химические расчеты с полной оптимизацией всех параметров методом теории функционала плотности PBEPBE/Lanl2DZ. Показано, что образование наночастиц Cu и их форма связаны с ростом самих нанокластеров, их стабилизацией лигандами и их агрегацией, агломерацией и коалесценцией, что приводит к появлению наночастиц с размерами от нескольких до десятков и сотен нанометров самой разнообразной формы. Выполнен синтез наноразмерных кластеров меди для изучения их физико-химических характеристик и их использования в качестве функциональных наноматериалов триботехнического назначения. Определена эффективность таких смазочных композиций.

В работе О.В. Шабановой и др. были исследованы особенности формирования периодических двумерных и трехмерных опалоподобных структур в зависимости от условий создания. Объектом экспериментов были водные дисперсии субмикронных частиц полиметилметакрилата с узким распределением по размерам. Частицы осаждались отстаиванием, центрифугированием и методом мениска. Образцы исследовались с помощью электронных микроскопов. Были обнаружены значительные морфологические различия в периодических структурах, полученных разными методами.

Загружайте приложение журнала для iPad и Android.

Архив за 2006–2010 годы теперь в открытом доступе.

Скачать деловой блок и содержание можно здесь.

Журнал «Российские нанотехнологии» издается в рамках проекта Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы», мероприятие 3.3.1, государственный контракт № 14.597.12.0002.

Редакция