Наука и технологии России

Вход Регистрация

Авиаотрасль сильно помолодела

Одна из приоритетных отраслей нашей страны — авиастроение.  Работать туда идут лучшие из лучших умов России, поскольку престиж этой отрасли в последние годы очень вырос. О том, как выискиваются и где «выращиваются»  молодые специалисты для ОАК,  мы беседуем с директором по персоналу ПАО «ОАК» Шепелевой Любавой Юрьевной.

Шепелева_Любава

Любава Юрьевна, расскажите, какие способы привлечения технически одаренной молодёжи в ряды сотрудников Объединённой авиастроительной корпорации, на Ваш взгляд, самые удачные?

ПАО «ОАК», вместе с дочерними зависимыми обществами и образовательными учреждениями, реализует целый комплекс мер по привлечению молодых специалистов в авиастроительную отрасль. Это система профессиональной ориентации школьников и студентов; организация различных конкурсов и отборов; участие в проведении олимпиад регионального и федерального уровней.

Будущих инженеров мы растим уже со школьной скамьи, и в этот период важно не только замотивировать детей, сформировать у них представление о корпорации, но и позволить им, в прямом смысле этого слова, прикоснуться к авиастроению. И здесь проект, который мы реализуем в МДЦ «Артек», а именно, профильная авиационная смена, – позволяет школьникам стать непосредственными участниками процесса создания авиационной техники. В рамках этой смены дети конструируют, изготавливают самолеты, рассчитывают аэродинамические характеристики, то есть выступают в роли инженеров-конструкторов. Ну и конечно «поднимают» результат своих трудов в небо.

Говоря о молодых специалистах, работающих в отрасли, нужно отметить положительную тенденцию. Сегодня престиж авиастроительной отрасли растет и привлекает гораздо больше молодых людей. В последнее время мы отмечаем, что средний возраст на наших предприятиях снижается. В авиационных конструкторских бюро и на заводах четверть персонала – это специалисты до 30 лет, и почти половина до 40.

Среди целевых показателей программы инновационного развития корпорации есть определенное количество вузовских программ, востребованных компаниями корпорации. Что это за программы? В каких вузах они реализуются?

По итогам 2015 года 157 таких программ вызвали интерес у предприятий Корпорации. Сотрудничество сегодня осуществляется с 13 опорными вузами по всей стране – от Москвы до Комсомольска-на-Амуре. Это ведущие авиационные и технические вузы: МАИ, МФТИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Казанский авиационный институт, ИрНИТУ, Самарский аэрокосмический и другие.

При запуске программы мы в первую очередь ориентированы на результат. То есть, по итогам прохождения, специалист предприятия должен вырасти в профессиональном смысле. Программы в большинстве случаев разрабатываются при участии сотрудников Корпорации, и это позволяет изучать в рамках обучения или повышения квалификации актуальную проблематику: будь то технологические или технические решения, перспективные материалы и системы и так далее.

В 2016 году ОАК совместно с МАИ запустил три целевые магистратуры по темам: управление жизненным циклом изделия, проектирование агрегатов летательных аппаратов из композиционных материалов и проектирование самолетов.

В ближайшее время ожидается запуск программ дополнительного образования в МАИ по направлениям: проектирование самолетов, композиты в авиастроении, применение технологий управления жизненным циклом изделия, управление проектами, совершенствование производства и ряд других.

В чем может проявиться  коммерциализация научных разработок вчерашних студентов, привлеченных в вашу отрасль?

В первую очередь, конечно, это внедрение результатов в области проектирования перспективных летательных аппаратов, аэродинамики, численного моделирования, работы по снижению массы, электрификация самолета... Направлений очень много и в каждом из них сегодня работают молодые люди, совсем недавно закончившие вуз. Результатом их деятельности становятся более современные самолеты гражданского, военного, транспортного и специального назначения. В частности, многие из этих решений применены в создании нового пассажирского самолета МС-21.

Как помогают вам в поиске молодых ученых инженерные конкурсы? Вы кого-то «приобрели» в последнее время?

ПАО «ОАК» активно участвует в конкурсах и олимпиадах, а также других активностях инженерного профиля. И если говорить о студенческих конкурсах, то мы здесь тесно работаем с образовательными учреждениями. И это не только вузы, но и колледжи и техникумы по всей стране.

Многие ребята еще в процессе учебы заключают трудовые договора с предприятиями Корпорации. Это позволяет им не только подтверждать теоретическую базу, преподаваемую в вузе или сузе, но и приступать поэтапно к реализации проектов, отрабатывать навыки на реальном производстве и в конструкторских бюро.

Еще один механизм отбора – целевой прием. Предприятия Корпорации заключают договор с абитуриентом и вузом, и после окончания учебы студент уже трудоустроен. Сегодня 1200 студентов-целевиков учится в вузах по заявкам ПАО «ОАК», и можно с уверенностью сказать, что большинство из них придут работать на наши предприятия. Большинство ребят учатся на направлениях самолето- и вертолетостроение, авиастроение, конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств, материаловедение.

Если говорить о сферах, в которых работают наши молодые специалисты, то спектр очень широк. В частности, в рамках проводимом ПАО «ОАК» конкурса научно-технических работ, проекты представляются по 7 направлениям. Среди них проектирование и производство авиационной техники; прочностные расчеты конструкций летательных аппаратов; летные, наземные испытания и исследования, сертификация, эксплуатация и послепродажное обслуживание; экономика и менеджмент в авиастроительной отрасли.

Каковы перспективы российского самолетостроения, как их обогащают идеи юных и дерзких гениев?

Действительно, сегодня ПАО «ОАК» в кооперации с российскими и международными партнерами участвует в реализации целого ряда проектов. Это и упомянутый МС-21, и развитие проекта Sukhoi Superjet 100, и разработки по перспективному широкофюзеляжному дальнемагистральному самолету, и региональный самолет, и другие программы. Если говорить о технологиях, то сегодня основные перспективные направления  – это проектирование, безопасность, экология, повышение летно-технических характеристик летательных аппаратов, БРЭО и навигационные системы – то, над чем сегодня работают ведущие авиапроизводители мира.

Именно в создании этих уникальных продуктов и технологий предстоит принимать непосредственное участие тем молодым ребятам, которые сегодня грезят об авиастроении.

РЕЙТИНГ

5.00
голосов: 2

Обсуждение