Палеоэкологи оценили нагрузку копытных животных на степные экосистемы голоцена

Трудна работа палеоэкологов! Восстанавливать природные условия прошлых тысячелетий им приходится на основании косвенных данных, которые очень непросто отыскать. Специалисты Белгородского государственного национального исследовательского университета и Государственного природного заповедника «Белогорье» разработали метод, который позволяет оценить нагрузку копытных животных на степные экосистемы голоцена, анализируя  ископаемые раковины наземных улиток. Работа опубликована в журнале Экология (Э. А. Снегин, А. А. Сычев, А. С. Шаповалов «Оценка нагрузки копытных животных на степные экосистемы голоцена методом анализа восстановленных повреждений раковин наземных моллюсков», Экология, 2016, № 5).

Наземный брюхоногий моллюск Helicopsis striata, он же улитка степная ребристая, до сих пор обитает в Европе. Учёные работали на юге Среднерусской возвышенности, где эта улитка населяет хорошо прогреваемые склоны балок с меловыми почвами. У неё коническая прижатая раковина средних размеров (диаметр у основания 12–15 мм, высота 8–11 мм). После гибели улиток их раковины долгие годы сохраняются в почвенных отложениях, благодаря чему палеоэкологии могут использовать ископаемые раковины для реконструкции условий в степях плейстоцена и голоцена.

раковины_улиток Ископаемые раковины H. striata из горизонта 230–250 см с восстановленными повреждениями (стрелками указаны места повреждений). А – вид сбоку, Б – вид сверху

В заповедном участке «Ямская степь» (в устье балки «Вишняки») государственного природного заповедника «Белогорье», в почвенном горизонте возрастом 3290 ± 90 лет учёные обнаружили 34 раковины степных ребристых улиток со следами прижизненной травмы. В своё время эти раковины треснули от сильного сдавливания, но моллюски при этом не пострадали и восстановили раковину, благо, она очень крепкая. Учёные полагают, что в степях такие повреждения могли появиться, если на улитку наступило чье-то копыто. Клюв мелких птиц оставил бы локальный скол, а не трещины. Если так, по доле ископаемых раковин H. striata с характерными повреждениями можно судить о численности травоядных, когда-то пасшихся в этих степях.

Учёные оценили прижизненные повреждения раковин современных степных улиток, которые они получили от крупного рогатого скота. В местах, где происходит интенсивный выпас, улитки с восстановленными повреждениями раковин встречаются существенно чаще, чем на участках без выпаса, и примерно с той же частотой, что и в ископаемой группе.

Исследователи пришли к выводу, что около 4000 лет назад степные экосистемы района испытывали высокую пастбищную нагрузку.

Это сейчас в лесостепях заповедника постоянно обитают только косуля и кабан, а раньше, согласно историческим сведениям, водились тарпаны, куланы, зубры, туры и сайгаки. Находки повреждённых раковин это подтверждают. Однако в конце II – начале I тысячелетий до н.э. в южной лесостепи существовали поселения скотоводов, поэтому высокая доля повреждённых раковин может быть обусловлена пастьбой как диких, так и домашних копытных.

По мнению исследователей, предложенную ими методику учёта восстановленных раковин степной ребристой улитки можно использовать для реконструкции нагрузи копытных животных на пастбища в прошлые эпохи. Способностью к быстрому восстановлению повреждённых участков раковины обладают и другие степные моллюски. Возможно, раковины этих улиток можно использовать в аналогичных работах по реконструкции палеоэкологических условий степных экосистем Евразии.