Как физическая активность влияет на когнитивные расстройства?

Миокины – белки, которые вырабатываются в мышцах во время физической нагрузки,  усиливают когнитивные функции человека. Исследователи Факультета физической культуры Томского государственного университета намерены использовать данное свойство для корректировки таких патологических состояний, как аутизм, нарушения памяти и гиперактивность, сообщается в поступившем в редакцию пресс-релизе.

«То, что физическая активность помогает сохранять хорошую память и умственное долголетие, – известно давно. Нас интересует сам механизм, то есть, какие именно миокины вырабатываются в результате тех или иных упражнений. Зная, как это происходит, мы сможем подобрать комплексы упражнений, которые позволят заменить медикаменты и лечить когнитивные расстройства без таблеток», – комментирует сотрудница кафедры спортивно-оздоровительного туризма, спортивной физиологии и медицины ФФК ТГУ Анастасия Кабачкова.

Для выявления условий выработки миокинов в организме, учёные ФФК ТГУ провели комплексные исследования с участием добровольцев. Были набраны три группы людей, для которых характерны разные двигательные режимы – малоподвижный образ жизни, обычный и избыточная физическая активность (спортсмены).

Испытуемые выполняли комплексы упражнений, при этом в некоторых случаях совмещали физическую нагрузку и умственную, например, удерживая штангу, смотрели на монитор и производили в уме математические вычисления. Учёные оценивали у испытуемых ряд параметров, в том числе отслеживали показатели мозговой активности и кровотока в головном мозге.

испытания Идут испытания. Фото: пресс-служба ТГУ

В экспериментах участвовали и животные. Лабораторные мыши тоже «занимались физкультурой»: бегали и плавали, в том числе с отягощением. После этого учёные производили забор биологического материала и исследовали содержание миокинов в скелетных мышцах животных.

«Следующим этапом работы станут эксперименты с клеточными культурами. В лабораторных условиях мы вырастим мышечные клетки крыс и человека. Затем при помощи электрического тока будем имитировать сокращения, которые происходят в мышцах при выполнении физических упражнений, и исследовать миокины, которые при этом образуются», – уточнила Анастасия Кабачкова.

По окончании экспериментов учёные обобщат полученные данные и на их основе разработают комплексы упражнений, позволяющие получать нужные миокины, которые заставят работать головной мозг.

Такие комплексы будут предложены детям с аутизмом и гиперактивностью, людям, перенесшим инсульт, пациентам с нарушениями памяти и расстройством внимания.

Изучением миокинов учёные ТГУ занимаются несколько лет. В ходе совместных исследований, проведённых с коллегами из Монреальского университета, они установили, что белки воздействуют на жировую ткань и кровообращение головного мозга, то есть мышцы выполняют в организме не только двигательную функцию, но и работают как эндокринный орган. Это свойство учёные хотят использовать для лечения заболеваний, связанных с нарушением метаболизма: сахарного диабета, ожирения и других недугов. Данный проект учёных поддержан грантом РНФ.

В 2017 году вузы получат около 3 млрд рублей на развитие исследовательских коллективов