Генетики расшифровали ДНК современника динозавров

Учёные впервые расшифровали полный геном гинкго – древнейшего из живущих растения на Земле, первые представители которого появились ещё до рождения первых динозавров, сообщает журнал GigaScience.

гинкго Фото с сайта SecretBlog.ru

Сейчас гинкго являются последними следами когда-то крупного отдела растений, доминировавших на Земле в эпоху динозавров. Первые гинкго появились в пермском периоде, во время расцвета звероящеров-горгонопсид, и их следы можно повсеместно найти в породах того периода и в более поздних отложениях в российской Сибири и в других странах Евразии.

Сейчас гинкго произрастает только на востоке Китая, где его можно встретить как в диком, так и в культурном виде – местные жители используют  листья растения как компонент различных традиционных снадобий. Благодаря своему почтенному возрасту – свыше 270 миллионов лет –  и невероятной живучести гинкго всегда привлекал внимание ботаников, генетиков и палеонтологов всего мира.

Однако геном растения до сих пор оставался не расшифрованным из-за его огромного объема  и гигантского количества повторов, затрудняющих прочтение генетического кода и мешающих определению его длины. Геном гинкго примерно в 3,5 раза длиннее человеческой ДНК, и при этом он на 76,5% состоит из повторяющихся элементов и «мусорной ДНК».

Генетики проанализировали примерно два терабайта данных и потратили огромное количество человеко-часов и машинного времени, чтобы собрать эти два триллиона генетических «букв» в единую спираль виртуальной ДНК.

Её значимая часть, составляющая меньше четверти от общего объема генома, содержит в себе свыше 40 тысяч генов, многие из которых оказались крайне необычно устроены. К примеру, гингко обладает аномально большим числом генов, защищающих его от стрессовых состояний, патогенов и вредителей.

Благодаря их повышенной активности или их дополнительным копиям гинкго активнее защищается от микробов, лучше привлекает внимание хищных насекомых, оберегающих его от вредителей, и вырабатывает яды, отгоняющие тлю и прочих сосущих членистоногих.

Дальнейший анализ этих генов, как надеются учёные, поможет понять, как гинкго удалось пережить несколько периодов оледенения.