Китайские онкологи раскритиковали традиционную химиотерапию

Современная методика борьбы с вторичными опухолями оказалась в корне неверной, считают учёные из университета Тайбэя (Китай). Они обнаружили, что применение химиотерапии в малых дозах после удаления опухоли в разы лучше справляется с подавлением «остатков» рака, чем «массированное возмездие», сообщает Journal of Experimental Medicine.

химиотерапия Фото с сайта MoyaPechen.ru

В последние годы замечено, что активное использование химиотерапии для подавления роста опухоли или для очистки организма от остатков раковых клеток часто приводит к противоположным эффектам. В 2012 году французские генетики обнаружили, что химиотерапия мешает иммунным клеткам бороться с раком, тем самым позволяя «неуязвимым» раковым клеткам бесконтрольно размножаться и проникать в другие части организма, формируя метастазы. Год назад учёные из Томского университета выяснили, что химиотерапия, применяемая  перед операцией по удалению рака груди, часто заставляет клетки опухоли мутировать и становиться более агрессивными.

Поэтому учёные пытаются модифицировать химиотерапию, чтобы она минимально вредила организму и максимально подавляла рак.

Возможный вариант такого лечения был найден в ходе экспериментов на крысах, в чей организм имплантировали человеческие опухоли рака груди и поджелудочной железы, отличающиеся особой агрессивностью.

Сегодня подобные опухоли подавляются «лошадиными» дозами доксорубицина или других препаратов. Для достижения максимального эффекта доза в таких случаях находится на грани смертельной для пациента.

Опыты убедили исследователей в ошибочности такого подхода – раковые клетки, попадая под «массированную» атаку, начинают вырабатывать особые химические сигналы, превращающие часть клеток опухоли и окружающей её соединительной ткани в особо агрессивные «стволовые» раковые клетки.

Такие клетки, которые учёные называют «родоначальниками опухолей» (TIC-клетки), способны не только бесконтрольно делиться, но и свободно перемещаться по организму, используя кровеносные сосуды, которыми «зарастает» опухоль после проведения химиотерапии.

С другой стороны, ежедневные малые дозы доксирубицина и прочих лекарств, наоборот, оказывалось благотворным для грызунов – раковые клетки в таких случаях не выделяли «сигналы опасности» и не превращались в стволовые клетки. Благодаря этому животные прожили гораздо дольше, чем их «собратья» на обычной химиотерапии, спровоцировавшей развитие метастазов и других осложнений.