26.01.17 | Наука и техника: Живые системы Апраксин Сергей

Полное наследство

Вариант гена FTO, предрасполагающий к полноте, встречается в 82% случаев. К таким выводам на основе ДНК-исследования группы из 2 000 человек пришли ученые медико-генетического центра Genotek.

Врачи отмечают: ожирение представляет угрозу многим системам организма человека и все чаще становится причиной возникновения сердечно-сосудистых, онкологических и эндокринных заболеваний. Число людей с данным диагнозом постоянно растет: по данным НИИ питания, сейчас в России с этой проблемой сталкиваются примерно 60% женщин и 50% мужчин старше 30 лет. Согласно последним оценкам ВОЗ, в современном мире примерно 1,5 млрд взрослых людей страдают от избыточного веса, в то время как 350 млн подвержены ожирению. Эти сведения указывают на то, что данная проблема носит уже эпидемиологический характер. Ожидается, что к 2030 году носителями этого заболевания будут 58% взрослого населения всего Земного шара.

Подобно другим физиологическим особенностям, аккумуляция жира имеет генетическую природу. Люди с заменой в локусе rs1558902 гена FTO, ассоциированного с накоплением жировой массы, предрасположены к повышенному индексу массы тела, ожирению и диабету второго типа. Ученые провели тестирование на наличие этого варианта гена в группе, 59% которой составили мужчины и 41% – женщины. Возраст испытуемых – от 20 до 45 лет.

У 49% участников анализа в одной из копий гена был обнаружен данный вариант. По проведенным ранее исследованиям в среднем индекс массы тела у таких людей на 0,13–0,18 единиц выше допустимого показателя чем у людей без этого варианта. В обеих же копиях гена данный вариант был обнаружен у 33% тестируемых. Доказано, что риск ожирения в таком случае повышается в 1.7 раз.

С физиологической точки зрения, восприятие пищи и насыщение – это комплекс процессов, в который вовлечены пищеварительная и нервная системы. Ориентируясь на полиморфизмы генов, которые задействованы в этих механизмах, можно скорректировать рацион и выделить «слабые стороны» своего организма. Результаты теста на выявление аллели гена FTO, которая «полнит», помогут при составлении индивидуальной диеты и выборе физических нагрузок.

«По данным Всемирнои? Организации Здравоохранения (ВОЗ) здоровье человека зависит на 50% от образа жизни, на 30% от генетики, на 12% от экологии и лишь на 8% от медицинскои? помощи. Гены не изменяются в течение жизни, поэтому генетический анализ достаточно провести однократно. Исследование генетических маркеров ожирения и метаболического синдрома делает возможным сформировать персонифицированные рекомендации? по коррекции рациона питания и физическои? активности», - пояснила Дарья Русакова, кандидат медицинских наук, диетолог, научный сотрудник клиники “ФИЦ питания и биотехнологии”.