Наука и технологии России

Вход Регистрация

Как попасть в рай: политтехнологии средневековья

В издательстве "Алетейя"(Санкт-Петербург) опубликована книга об исследовании аргументов церковной пропаганды, с помощью которых в крестовые походы привлекали новых участников. Доводы средневековых пропагандистов способствовали распространению крестоносного движения в Палестину в XI–XIII веках, сообщает сайт Новосибирского государственного университета. Автор книги - заведующий лабораторией истории древнего мира и средних веков НГУ Валентин Портных.

Учёный проанализировал средневековые источники — папские буллы, проповеди, трактаты, письма, призывающие участвовать в крестовых походах, и классифицировал аргументацию авторов. По словам исследователя, пропаганда крестоносного движения представляла собой богатый набор доводов, которые эволюционировали на протяжении двухсотлетней истории военных экспедиций против мусульман под священными лозунгами.

Так, например, пропаганда подчёркивала, что каждый просто обязан вступить на защиту интересов Всевышнего. Среди прочего, применялся очень яркий «вассальный» аргумент, к которому обращались папа и проповедники в конце XII–XIII веках, проводя параллель между отношениями «человек-Бог» и «вассал-сюзерен». Экспедиция, которая преследовала столь важные цели, по умолчанию считалась богоугодной.

«Вассальный» аргумент, действительно, был очень грамотным изобретением конца XII века, которое связывало крестовый поход и повседневную жизнь знати того времени. Людям говорили: все, что вы имеете, и тело, и душу, вам дал Бог. И вы держите это от него, подобно тому, как в обычной жизни вассал держит землю, полученную от сеньора, и взамен должен служить ему и защищать его. Причем мы не просто вассалы Бога — подчеркивает один из проповедников, Жак де Витри, — а Его вассалы на условиях так называемого «тесного оммажа», который предполагает отсутствие других сеньоров, кроме Него, — поясняет Портных.

Любопытные приемы проповедования крестовых походов можно видеть и в «рекламе» индульгенций (отпущения грехов), которые предоставляются за участие в крестовом походе. Упор делался скорее не на самой индульгенции, а на перспективе рая, ею предусматриваемой:

«Рай нахаляву!» — словно подразумевалось в некоторых проповедях. Упоминавшийся проповедник Жак де Витри прямо говорит: «Господь делает нам выгодное предложение... Нет ничего дешевле царствия Бога, когда его покупаешь, и ничего дороже, когда им владеешь». А Гумберт Романский, другой проповедник, говорил, что «Царствие небесное продается по хорошей цене». Ведь соотношение труда и вознаграждения в случае крестового похода очень выгодное! И выгода будет в любом случае: выживешь — тебе слава, а погибнешь — тебе рай. Но проповедники могли играть и на отсутствии перспективы рая в случае неучастия в крестовом походе. «А готов ли ты спонтанно сдохнуть?» — фактически вопрошали они, намекая на то, что смерть может прийти в любой момент, а если ты не искупишь свои грехи, например, крестовым походом (быстрое и эффективное средство), перспективы твои на том свете отнюдь не радужны, — говорит историк.

Книга «Крестовые походы в Палестину (1095–1291): аргументы для привлечения к участию» может быть интересна не только историкам, но и политологам, которые изучают приёмы агитации и пропаганды разных эпох, а также широкому кругу читателей. Работа о крестоносцах выводит на другие более глобальные темы: взаимоотношения христианства и ислама, истории религии в целом, современных политических и межконфессиональных отношений.

Ранее, Валентин Портных совместно с доцентом кафедры древних языков Иваном Реморовым перевёл трактат XIII века «О проповеди креста» Гумберта Романского — единственный дошедший до наших дней «учебник» для средневековых политруков. В этом «пособии» автор обосновывает необходимость крестового похода, а также высказывает контраргументы против тех, кто пытается с этим спорить.

РЕЙТИНГ

4.38
голосов: 8

Обсуждение