Российские ученые посчитали, сколько звезд может разрушить двойная черная дыра

Учёные из МФТИ, Оксфордского университета и Физического института им. П. Н. Лебедева РАН оценили, сколько звёзд разрушается при слиянии двух галактик, в центрах которых находятся сверхмассивные чёрные дыры. Астрофизики проверили, могут ли гравитационные эффекты двух сближающихся чёрных дыр объяснить, почему наблюдаемое значение темпа захвата звёзд меньше, чем полученное из простейшей теоретической модели. В статье, опубликованной в The Astrophysical Journal, исследователи оценили взаимное влияние динамических механизмов на темп захвата звёзд. Новая теоретическая модель дала ещё большее расхождение с наблюдениями, и авторы выдвинули гипотезу о том, что разрушение звёзд в центрах галактик может происходить незаметно для человека.

События приливного разрушения звёзд, или TDE (англ. tidal disruption event), — единственный доступный на сегодняшний день способ получить какую-то информацию из неактивных центров галактик. В центре большинства галактик находится как минимум одна сверхмассивная чёрная дыра, которую окружает плотное центральное звёздное скопление — ядро галактики. Чёрная дыра не излучает. Зато излучает вещество, которое во время падения на сверхмассивный объект нагревается до очень высоких температур и которое можно «увидеть» с помощью телескопов. В активных галактиках есть газовые скопления, которые питают чёрную дыру и тем самым позволяют её заметить. Однако большая часть галактик (около 90%) «молчит», потому что в них нет газовых скоплений.

tРазрушение звезды приливными силами. Вещество звезды падает на чёрную дыру и излучает рентгеновские лучи. Ниже представлены данные с трёх телескопов (по оси Y — яркость рентгеновских лучей, по оси X — длина волны). Источник: NASA/CXC/U. Michigan/J. Miller et al.; Illustration: NASA/CXC/M. Weiss10

Единственный источник вещества для чёрной дыры — это звёзды, которые периодически оказываются слишком близко к ней. Когда такая «неосторожная» звезда разрушается приливными силами, астрономы фиксируют событие приливного разрушения (TDE). На данный момент зафиксировано всего около пятидесяти вспышек от TDE, а в среднем на одну галактику одна звезда разрушается раз в 10–100 тыс. лет

В соответствии с простейшей моделью захват звёзд должен происходить примерно раз в 1–10 тыс. лет, то есть несколько чаще, чем он наблюдается. Эта модель дополняется с учётом разных факторов, но все они только увеличивают темп захвата. На данный момент в научной литературе обсуждался лишь один механизм, который может уменьшить темп захвата звёзд. Если в центре галактики находится двойная чёрная дыра, то налетающая на неё звезда вместо разрушения может быть выкинута за пределы галактики, совершив так называемый гравитационный манёвр. Другое название этого явления — эффект рогатки.

tРазрушение звезды приливными силами вблизи чёрной дыры. Источник: NASA/CXC/M.Weiss; X-ray: NASA/CXC/MPE/S.Komossa et al.; Optical: ESO/MPE/S.Komossa10

Чтобы проверить эту гипотезу, Кирилл Лежнин и Евгений Васильев провели расчёты, а также посмотрели, как меняется темп захвата при разных массах центральной чёрной дыры, при разных геометриях центральных скоплений, при разных начальных условиях.

Оказалось, что удаление звёзд из центра гравитационным манёвром имеет значение только для галактик - идеальных сфер. В реальных галактиках в итоге разрушению должна подвергнуться в среднем одна звезда за 10 тыс. лет. С одной стороны, это согласуется с предыдущими результатами теоретических расчётов, а с другой — поднимает вопрос о том, почему наблюдаемый темп событий приливного разрушения ниже, чем предсказывают теоретические модели.

«Как мы показали, наблюдаемый низкий темп захвата нельзя объяснить с помощью эффекта рогатки. Значит, нужно искать механизм, выходящий за пределы изучения звёздной динамики. Возможно, событий приливного разрушения происходит столько, сколько мы посчитали. Тогда надо думать, почему мы их можем не видеть», - комментирует сотрудник лаборатории астрофизики и физики нелинейных процессов МФТИ Кирилл Лежнин.