Ученые МГУ создали вещество, замедляющее старение

Российские ученые совместно с шведскими коллегами смогли резко продлить жизнь животным, генетически запрограммированным на быстрое старение. Статья об этом опубликована в международном журнале «Aging».

Старение замедлялось при помощи специального вещества – искусственного антиоксиданта SkQ1, адресованного в митохондрии - энергетические "подстанции" клетки. Это вещество разработано несколько лет назад в МГУ.

Для испытаний SkQ1 ученые использовали специальную линию генетически-модифицированных лабораторных мышей, полученных в Швеции. В геном этих животных была внесена мутация, которая повышает скорость накопления случайных мутаций в митохондриях. Это приводит к ускоренному старению и ранней смерти таких мышей – они не доживают и до 1 года, в то время как обычные мыши живут более 2-х лет. Что важно, дефект приводит к ускоренному развитию сразу многих старческих признаков , то есть главной проблемой этих «мутаторных» мышей является именно старение.

С возраста 100 дней опытная группа мышей начала получать с питьевой водой небольшие дозы вещества SkQ1. По замыслу ученых препарат должен был защищать клетки животных от главного «побочного» продукта, вырабатываемого поврежденными митохондриями – активных форм кислорода. Контрольная группа получала обычную воду.

t

С возраста в 200-250 дней различия между животными двух групп стали очевидными. Контрольная группа, как и положено этим мутантам, стремительно старела. Они теряли вес, у них снижалась температура, развивалась старческая «горбатость» - кифоз (последствие остеопороза), облысение, истончалась кожа, у самок нарушилась регулярность половых циклов. Все эти типичные признаки старения в группе получавшей SkQ1, развивались гораздо медленнее, а некоторые так и не проявились. В результате постоянный прием SkQ1 с питьевой водой существенно и достоверно увеличил продолжительность жизни и, что еще более важно, длительность периода здоровой жизни.

<«Этой работой открывается путь к лечению старения антиоксидантами, специфически нацеленными в митохондрии. Дополнительную весомость проделанной работе придает участие в авторском коллективе известнейшего биохимика Швеции, профессора Барбары Кэннон, президента Шведской Королевской Академии Наук", - прокомментировал результаты исследования соавтор статьи академик Владимир Скулачев.

Скулачев с коллегами с середины 2000-х годов разрабатывает серию лекарственных препаратов с SkQ1 в качестве действующего вещества. Первый такой препарат – глазные капли Визомитин - уже зарегистрирован в России и налажено его производство. Другое перспективное лекарство – раствор SkQ1 для приема внутрь (по аналогии с мышами) сейчас проходит клинические исследования. В случае успеха этих исследований «лекарство от старости» может появиться в аптеках через 2-3 года.