02.03.17 | Наука и техника: Живые системы Апраксин Сергей

Мутанты появляются скрытно

Ученые из Института проблем передачи информации им. А.А. Харкевича Российской академии наук (ИППИ РАН) и Сколковского института науки и технологий (Сколтех) выяснили, что у человека и родственных ему видов приматов соответствующие участки генома мутируют со схожей скоростью вне зависимости от биохимических факторов. Результаты исследования опубликованы в журнале «Molecular Biology and Evolution», сообщает пресс-служба ИППИ РАН

Ученые исследовали гомологичные последовательности генома шимпанзе, гориллы и орангутана, то есть такие, которые имеют общее происхождение. Из-за того, что у разных видов отличаются биохимические факторы, влияющие на скорость мутации, например, структура хроматина и частота рекомбинации этого участка ДНК, должна отличаться и скорость мутации. Тем не менее, исследование показало, что гомологичные гены у близких видов приматов, в том числе и человека, мутируют с почти одинаковой скоростью. Причина этого явления пока не ясна.

Мы обнаружили, что существуют какие-то пока неизвестные, “скрытые”, факторы, влияющие на скорость мутирования и частично объясняющие сходство между скоростями мутирования человека и человекообразных обезьян” — говорит завсектором молекулярной эволюции ИППИ РАН, профессор Сколтеха Георгий Базыкин.

По словам ученого, знание скорости, с которой участок ДНК мутировал у родственных к нам видов, говорит о скорости этого процесса у человека больше, чем даже детальное понимание биохимических свойств ДНК. Это знание позволяет лучше понимать вероятность мутаций у человека и в конечном счете предсказывать их функциональное значение.

Понимание закономерностей возникновения мутаций имеет в том числе и медицинское значение, поскольку многие из них приводят к болезням, зачастую трудноизлечимым.