Ученые МГУ: раскрыт секрет долголетия "голых землекопов"

В одном из самых престижных мировых научных журналов – Physiological Reveiws (импакт-фактор 31) – вышла статья биологов и математиков МГУ в соавторстве с немецкими зоологами из Берлина. Группа ученых под руководством академиков РАН Виктора Садовничего и Владимира Скулачева высказала и обосновала гипотезу, объясняющую феномен замедления старения и исключительного долголетия африканского грызуна голого землекопа (Heterocephalus glaber). Согласно гипотезе, эти животные сумели так замедлить процесс своего индивидуального развития, что многократно продлили период молодости, сообщает пресс-служба вуза.

Математический анализ данных продолжительности жизни, периода способности к деторождению и других признаков показывает, что, подобно голому землекопу, человек уже начал замедлять работу своих «больших биологических часов», причем это замедление прогрессирует от века к веку и приводит к увеличению периода молодости. «Изучение старения, продолжительности жизни строится, в основном, на анализе всевозможных статистических данных. Традиционно, это одна из самых «математических» отраслей биологии. В данном случае этот анализ четко показывает важнейший биологический факт: старение человека уже начало замедляться», - говорит ректор МГУ Виктор Садовничий.

В свою очередь, это означает, что старение (как у голого землекопа, так и у человека) генетически запрограммировано и не может объясняться простым накоплением с возрастом каких-то поломок. А генетические программы биологи уже научились отключать, например программу апоптоза - клеточного самоубийства. В настоящее время Владимир Скулачев и его сотрудники решили применить тот же прием к программе старения, пытаясь замедлить ее работу специально разработанными веществами – митохондриально-адресованными антиоксидантами.

«Я считаю, нам удалось доказать, что биологическая эволюция двух социально высокоорганизованных существ (людей и голых землекопов) привела к замедлению работы программы старения посредством продления периода молодости (неотении). Но коль скоро старение – программа, то его можно замедлить, и такая возможность уже частично реализована с помощью естественного отбора. Но мы, люди, уже давно не полагаемся на «черепашью» скорость эволюции. Мы используем достижения технического прогресса для решения своих задач, и пришла пора применить его против старения», - полон оптимизма Владимир Скулачев.

Голые землекопы - излюбленная модель для ученых, изучающих старения. Эти грызуны практически не болеют раком, а длительность их жизни составляет более 30 лет, в то время как обычные грызуны, такие как мыши живут всего 1-3 года.