Наука и технологии России

Вход Регистрация
16.03.17 | Наука и техника: Нанотехнологии Апраксин Сергей

Магненький, да удаленький

Ученые Томского государственного университета разработали специализированное покрытие, благодаря которому на 30 и более процентов можно уменьшить вес летательных аппаратов. Созданная в ТГУ технология не имеет в России аналогов и позволит снизить расходы на запуск и эксплуатацию аэрокосмической техники, сообщили в вузе.

Чем легче самолет или спутник – тем больше экономии на горючем, поэтому задача снижения веса является одной из важнейших в аэрокосмической промышленности. Химики из ТГУ предложили использовать для производства деталей летательных аппаратов магниевые сплавы со специальным керамическим покрытием.

Сейчас в основном используются сплавы на основе алюминия. Однако плотность алюминия составляет 2,7 кг\куб.дм, а магния – 1,3-1,7 кг\куб.дм, то есть вес второго почти в два раза меньше. К сожалению, магний – непрочный материал, сам по себе он не применяется. Но его можно использовать вместе со специальными покрытиями, которые обеспечат высокую износостойкость и необходимую твердость деталей из магниевых сплавов, – объясняет руководитель группы Анатолий Мамаев.

Специальные покрытия содержат неметаллические неорганические составы на границе двух сред – металлов или металла и жидкости. Под воздействием высокоэнергетического потока (плазмы) химические связи на границах разрываются, и синтезируется новое вещество. Получаются оксидные, карбидные или нитридные соединения. Срастаясь с поверхностью одной из сред, они становятся своеобразной броней для металлического изделия – не отслаиваются, имеют высокую прочность при деформации и термостойкость.

Созданная учеными ТГУ технология позволяет изменять функциональные свойства материалов и получать покрытия с заданными свойствами, которые могут применяться не только в космонавтике и авиации, но и в автомобилестроении, строительстве, говорится в сообщении. На сегодняшний день ученые разработали более 60 вариантов функциональных покрытий. Проект был поддержан ФЦП "Исследования и разработки 2014-2020"

РЕЙТИНГ

4.67
голосов: 3

Обсуждение