Российские ученые: стали известны все системы редактирования генома CRISPR у бактерий

Ученые из Сколтеха, Национальных Институтов Здоровья (NIH, США), и Массачусетского Технологического Института (MIT, США) открыли новые типы CRISPR-Cas систем адаптивного бактериального иммунитета. Уникальные особенности этих систем дают большие возможности для разработки новых способов редактирования геномов и контроля работы тех или иных генов. Результаты этого исследования опубликованы в престижном научном журнале Nature Reviews Microbiology.

Технология CRISPR-Cas произвела революцию в современной биологии и биомедицине, позволив исследователям изменять по своему желанию точно определенные участки генома. В природе CRISPR-Cas используется бактериями для защиты от вирусов. За счет того, что СRISPR-Cas участвует в постоянной эволюционной гонке вооружений между бактериями и вирусами, возникло большое разнообразие таких защитных систем.

Ученым удались масштабный биоинформатический анализ и идентификация ранее неизвестных типов CRISPR-Cas систем, которые могут найти применение в сфере геномного редактирования.

“Данная работа – продолжение исследования, посвященного новым CRISPR-Cas системам и опубликованного нами ранее,”- говорит Сергей Шмаков, первый автор исследования, аспирант Сколтеха, в 2016 награжденный премией директора Национальных Институтов Здоровья США и наградой президента Сколтеха. “В данной работе мы произвели масштабный полуавтоматический поиск отдельных элементов CRISPR–Cas систем в геномных базах данных, что привело к открытию новых систем. Гены некоторых из предсказанных нами систем очень необычные, что делает открытые нами системы CRISPR- Cas не похожими на изученные ранее. В нашей работе были использованы практически все прокариотические геномные данные, доступные на данный момент, поэтому мы можем быть почти уверены, что теперь нам известны все основные типы CRISPR-Cas систем у прокариот.” – рассказывает Сергей.