28.01.09 | Наука и техника: Живые системы Евгения Дорогова, «Живые системы», для STRF.ru

Генная терапия с помощью наноконтейнеров теперь возможна

Российские вирусологи придумали новый способ распаковки наноконтейнеров. С помощью этих частиц можно будет легко доставлять лечебные гены в больные клетки.

Генную терапию многие учёные рассматривают как одну из наиболее перспективных составляющих медицины будущего. Пока исследователи лишь создают инструменты для генной терапии. Главное, чему нужно научиться — как доставлять здоровые гены в клетки организма. Сделать это можно с помощью наноконтейнеров, и сотрудники кафедры вирусологии МГУ им. М. В. Ломоносова придумали новый способ их распаковки.

Геном — основа жизни любой живой клетки. Если в нём есть дефект, например, неправильно работает или вовсе отсутствует какой-нибудь важный ген, может возникнуть заболевание. Геномных недугов медикам известно более трёх тысяч. Классический пример такой болезни — серповидноклеточная анемия. Из-за сбоя в работе генов человек с таким диагнозом вынужден жить с «неправильным» белком крови гемоглобином и кислород хуже доставляется в его организм. С серповидноклеточной анемией можно было бы попробовать справиться, если внести в организм больного нормальный, правильно работающий ген. И вот учёные сделали ещё один шаг, приближающий науку к разработке эффективных методов такого генного лечения.

Исправно работающие гены можно доставить в организм с помощью специальных наноконтейнеров. Упаковать лечебный ген в такое «транспортное средство» сравнительно просто. Гораздо сложнее этот крошечный контейнер «вскрыть», чтобы целебное содержимое стало доступным для клетки. Вирусологи МГУ под руководством академика Иосифа Григорьевича Атабекова и профессора кафедры вирусологии Ольги Вячеславовны Карповой проводили исследования с контейнерами на основе растительных вирусов (потексвирусов), и в результате предложили изящный и простой способ их распаковки.

Технология изготовления наноконтейнеров такова: при определенных условиях смешивают вирусный белок оболочки контейнера и какой-либо генетический материал (ДНК или РНК). Затем эти компоненты сделают все сами: начнется самосборка, при которой в том числе и терапевтический ген может взаимодействовать с белком и упаковываться в него.

Если к раствору таких частиц добавить еще один вирусный белок — транспортный, его белковая оболочка становится рыхлой и легко «осыпается», едва контейнер попадает в клетку. Заключённый в нём генетический материал, в том числе и целебный ген, может освобождаться и начинать работать.

Авторы исследования надеются, что через 10—20 лет использование наноконтейнеров войдёт в медицинскую практику. По словам учёных, их можно будет загружать как генетическим материалом, так и лекарственными препаратами. Что касается безопасности такого метода терапии, то профессор Карпова комментирует: «Хотелось бы отметить, что использование именно растительных вирусов для создания нанокотейнеров, содержащих в своем составе или на своей поверхности биологически активные вещества (гены, лекарственные препараты) и дальнейшее их использование в медицине абсолютно безопасно для человека, так как растения и животные не содержат общих патогенов».