Рибонуклеаза против вируса гриппа

Возбудители птичьего и свиного гриппа, клещевого энцефалита, вирус Денге, коронавирус (он поражает верхние дыхательные пути или желудочно-кишечный тракт) и многие другие опасные инфекции имеют геном в виде РНК (их называют РНК-вирусами). Против них и направлен новый препарат. В разгар эпидемии гриппа специалисты Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН разрабатывают новый противовирусный препарат

В разгар эпидемии гриппа, специалисты Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН разрабатывают новый противовирусный препарат — искусственную рибонуклеазу. Ее можно использовать для изготовления антивирусных вакцин.

Вирусная частица представляет собой геном, окруженный белковой оболочкой. Возбудители птичьего и свиного гриппа, клещевого энцефалита, вирус Денге, коронавирус (он поражает верхние дыхательные пути или желудочно-кишечный тракт) и многие другие опасные инфекции имеют геном в виде РНК (их называют РНК-вирусами). Против них и направлен новый препарат.

Чтобы приготовить антивирусную вакцину, возбудитель надо инактивировать, то есть испортить геном, но сохранить оболочку. Белки оболочки не опасны для человека, но именно они вызывают иммунный ответ, поэтому их используют для вакцинации.

Инактивировать вирус можно ультрафиолетовым или ионизирующим излучением, нагреванием при высоком давлении, разными химическими веществами. Но для приготовления вакцин подходят лишь несколько препаратов. Это формальдегид, бета-пропиолаткон, этиленимин и его производные. К сожалению, обработка вирусов такими соединениями частично разрушает оболочку, что снижает иммуногенные свойства вакцины.

Сотрудники ИХБФМ СО РАН предлагают принципиально новый способ инактивации РНК-вирусов — разрушение генома искусственными ферментами рибонуклеазами (аРНКазами). Для эксперимента исследователи выбрали созданную в Институте аРНКазу ABL3C3 и испытали ее на вирусах птичьего гриппа H1N1 и клещевого энцефалита.

Вирусы гриппа окружены внешней липидной мембраной, однако аРНКаза ABL3C3 легко проходит сквозь нее. У многих вирусов, обработанных ABL3C3, липидная мембрана была порвана или изменилась ее толщина, что хорошо видно в электронный микроскоп. Однако белки на поверхности вируса, которые распознает иммунная система, сохранились. Данные ПЦР-анализа показали, что ABL3C3 эффективно расщепляет вирусную геномную РНК. Степень повреждения структуры вирионов прямо зависела от концентрации фермента.

Аналогичные результаты исследователи получили и для вируса клещевого энцефалита, геном которого организован иначе, чем у вируса гриппа. Следовательно, ABL3C3 действует на самые разные РНК-геномы.

Искусственные РНКазы эффективно инактивируют вирусы и при этом не токсичны. Поэтому авторы метода убеждены в необходимости дальнейшего изучения и расширения сферы применения аРНКаз как в качестве противовирусных препаратов, так и для создания вакцин.

Теги