«Свиной» грипп: загадка разрешена?

Пока «свиной» грипп продолжает атаковать людей по всему миру, исследователи пытаются понять как чисто «животные» (птичьи, свиные и т. д.) вирусы гриппа могут «перекинуться» на человека. Обычно на то, насколько эффективно поражается организм хозяина, влияет РНК-полимераза вируса — фермент, состоящий из трех субъединиц — PB1, PB2 и PA и отвечающий за репликацию РНК вируса и его размножение. Учёные из Калифорнийского технологического института и Калифорнийского университета в Беркли (CША) провели анализ последовательности геномной РНК штамме A/H1N1 и выяснили, что субъединица PB2 содержит мутации, редко встречающиеся в человеческих вирусах гриппа. Они приводят к появлению остатков аминокислоты серина в позиции 590 и аминокислоты аргинина в позиции 591 белковой молекулы PB2. Эти изменения усиливают активность вирусной РНК-полимеразы и, как следствие, эффективность размножения вирусных частиц в культурах человеческих клеток. Исследователи также предложили альтернативный, по сравнению с существующими, механизм адаптации «животных» штаммов вируса гриппа к новому хозяину: оказалось, что они могут видоизменяться и преодолевать межвидовой барьер, если обменяются PA-субъединицей с «человеческими» вирусами. Этот процесс называется рекомбинацией.

Авторы исследования предполагают, что мутации в субъединице PB2 могут объяснить, почему штамм A/H1N1 (свиной грипп) неожиданно стал поражать и людей, а также считают, что рекомбинация в вирусных РНК-полимеразах может способствовать распространению гриппа от вида к виду.

По материалам Proceedings of the National Academy of Sciences