Наука и технологии России

Вход Регистрация

Частники скинулись на луноход

Компания Google объявила о проведении конкурса Google Lunar X PRIZE с призовым фондом 30 миллионов долларов, цель которого – отправка на Луну первого в истории частного лунохода. Заявки подали 29 компаний из 17 стран. О планах по созданию лунохода рассказал руководитель единственной российской компании-участника конкурса ИЦ «Селеноход» Николай Дзись-Войнаровский на физическом факультете МГУ. Лекция прочитана в рамках фестиваля «Искусство науки – 2011».

Дзись-Войнаровский Николай Дзись-Войнаровский: «Чтобы получить главный приз в 20 миллионов долларов, надо доставить мобильного робота на поверхность Луны, этот робот должен преодолеть не менее 500 метров и передать на Землю заранее оговоренный объём данных»

Справка STRF.ru:
Дзись-Войнаровский Николай Николаевич окончил МФТИ в 1999 году и ВШЭ – в 2001-м. С 2006 по 2008-й участвовал в стартапе «МосГирд» частной организации, строившей жидкостные ракетные двигатели и зондирующие ракеты на их основе. В 2009 году основал ООО «Селеноход» и стал первым в России частным разработчиком луноходов. Участник международного конкурса Google Lunаr X PRIZE. Обозреватель в различных российских СМИ, таких как «Коммерсантъ», Slon.ru, Lenta.ru. Увлекается ракетомоделизмом, один из организаторов московского ракетомодельного фестиваля «Ракетфест»

Презентацию Николай начал с ответа на вопрос: как мы представляем себе частную космонавтику? «Обычно она ассоциируется с космическим туризмом, миллионерами, которые платят десятки миллионов долларов для того, чтобы неделю пожить на МКС. Однако деятельность частной космонавтики гораздо разнообразней, – отметил он. – В Америке экономика изначально была во многом построена на частном капитале, поэтому даже на первом этапе космической гонки государственное агентство NASA выполняло только пионерские наукоёмкие работы, стараясь при этом размещать заказы между частными фирмами. Сначала это были только гиганты типа Boeing и Northrop Grumman, теперь заказы распределяются и мелким фирмам. И в этом смысле в США космонавтика уже во многом частная. Однако движение new space, которое мы переводим как “частная космонавтика”, появилось благодаря возникновению спроса на космос не только у государства, но и у частных лиц. В первую очередь это космический туризм. Государству не нужно катать туристов, государству не нужно вести развлекательные телетрансляции с Луны и устраивать гонки луноходов.

Частной такая космонавтика называется не потому, что в неё вовлечён частный капитал, а потому, что она удовлетворяет запросы частных лиц».

Одна из ключевых фигур здесь – американский фонд X PRIZE, которым руководит Питер Диамандис (Dr. Peter H. Diamandis). Это негосударственный фонд, который на деньги спонсоров проводит конкурсы, призванные стимулировать развитие недорогих методов для автоматизированного исследования космоса. Первый конкурс был объявлен в 1996 году. Компаниям необходимо было на частные деньги создать летательный аппарат, который поднял бы пилота и двух пассажиров на высоту 100 километров над поверхностью Земли, чтобы достичь официально признанной границы космоса. Премия была вручена в 2004 году за полёт на корабле SpaceShipOne. Компания Scaled Composites, победитель конкурса, получила от фонда X PRIZE 10 миллионов долларов.

Победитель другого конкурса, Lunar Lender Challenge – компания Armadillo Aerospace – получил от фонда X PRIZE в 2009 году 500 тысяч долларов за создание прототипа лунного посадочного модуля. Владелец этой компании, Джон Кармак (John Carmack), известен в нашей стране благодаря популярным играм Quake и Doom, созданным другой его компанией, ID Software.

Ещё один пример частной космонавтики с бюджетом в сотни миллионов долларов – компания SpaceX. Она была создана миллионером и кинопродюсером Элоном Маском (Elon Musk), заработавшим большую часть своего капитала на системе электронных платежей PayPal. Компания уже сегодня изготавливает космические ракеты, причём за меньшие деньги, чем государственные компании, и уже вывела на орбиту несколько спутников. Политика Америки направлена сейчас на разгосударствление космической отрасли. Так, в частности

компания SpaceX уже получила заказы от государства и в будущем планирует доставлять космонавтов NASA на орбитальную станцию.

Тем не менее частная космонавтика – это не только сотни тысяч и миллионов долларов. В 2004 году группа американских ракетолюбителей CSXT создала твёрдотопливную суборбитальную ракету “Go Fast!”, стоимость которой – 130 тысяч долларов – сопоставима со стоимостью дорогого автомобиля. Ракета поднялась на высоту 100 тысяч километров.

Фонд X PRIZE на достигнутом не остановился и в 2007 году объявил о начале конкурса по созданию частного лунохода. Титульным спонсором стала компания Google. Это крупнейший конкурс такого рода с призовым фондом в 30 миллионов долларов. «Что надо сделать для того, чтобы получить главный приз в 20 миллионов долларов? Надо доставить мобильного робота на поверхность Луны, этот робот должен преодолеть не менее 500 метров и передать на Землю заранее оговоренный объём данных, – объясняет Николай Дзись-Войнаровский. – В основном это фото- и видеоматериалы высокой чёткости. Первая компания, которая сделает это до 31 декабря 2015 года, получит 20 миллионов долларов, вторая – 5 миллионов долларов». Если робот сможет обнаружить следы советских или американских луноходов, пережить лунную ночь протяжённостью 14 земных дней (температура может опускаться до -200ºC) или обнаружить лёд на Луне, его создатели получат дополнительные призы общей суммой до 5 миллионов долларов. Главное условие конкурса – участие в нём частных компаний. Государство может финансировать не более 25 процентов проекта. Регистрация в конкурсе закрыта. Большая часть участников – американские компании.

Состав российской команды – молодые инженеры с опытом работ по космическим исследованиям. Средний возраст – от 25 до 35 лет. Консультанты проекта – ветераны отрасли: профессор Михаил Маленков, принимавший участие в создании советских луноходов, и генерал-майор Вячеслав Довгань, который был водителем советских луноходов. Они не были автоматическими: экипаж, который ими управлял, сидел на Земле. В проекте участвуют: Институт прикладной математики РАН, Институт космических исследований РАН, компания «АСКОН», которая предоставляет софт для 3D-моделирования, компания «Автомеханика», Новгородский университет и информационные спонсоры.

Наиболее дешёвый способ доставки спутника (порядка 20 миллионов долларов) – использование переделанной баллистической военной ракеты «Днепр».

Сам луноход имеет размеры обувной коробки, вес – 5 килограммов, скорость передвижения по Луне – 5–15 сантиметров в секунду. Масса посадочного модуля, через который луноход передаёт информацию на Землю, – около 1,5 тонны. Поскольку лунный грунт напоминает по структуре рыхлый снег и в истории освоения Луны имелись случаи буксования колёсных луноходов, было предложено сделать луноход лыжно-шагающим. На сегодняшний день проект уже практически готов «на бумаге». «В металле» он может быть воплощён за два года. Планируется, что после завершения конкурса компания «Селеноход» не только будет заниматься луноходами, но и сможет зарабатывать деньги на созданных технологиях в робототехнике для земных нужд.

луноход Сам луноход имеет размеры обувной коробки, вес – 5 килограммов, скорость передвижения по Луне – 5–15 сантиметров в секунду

Технологиями создания космических роботов, по словам Николая, пока обладают США и Россия. Кроме того, в нашей стране уже есть компании, работающие на частную космонавтику. Так, компания «Орбитальные технологии» занимается созданием космического отеля. Он будет выведен на орбиту для размещения космических туристов, которые пока вынуждены занимать научную лабораторию МКС. Аналогично упомянутой выше группе американских ракетолюбителей CSXT, в Москве есть организация SRT Group, работающая над созданием частной ракеты, на которой потом планируется зарабатывать деньги. Сейчас её сотрудники проводят испытания ракетного двигателя. Есть в нашей стране и ряд других маленьких, «гаражных» фирм, которые находятся в зачаточном состоянии. Возможно, в недалёком будущем они смогут встать у истоков новой отрасли.

Как же будет зарабатывать эта отрасль? «Как ни странно, но мне кажется, что самая продаваемая штука на Луне – это шоу-бизнес, – ответил на этот вопрос Николай. – Сейчас основной поток денег идёт от туристов, которые готовы заплатить деньги, эквивалентные стоимости квартиры в Москве, для того, чтобы 10 минут посмотреть из иллюминатора, полетать в невесомости и сказать друзьям: “Да, я – космонавт”. Возможно, в дальнейшем появятся другие источники дохода, например, добыча полезных ископаемых, строительство лунных баз. Но пока основной денежный поток связан в первую очередь с развлечением».

«Нам присылают разные идеи, как можно заработать на Луне, – рассказывает Николай. – Одна из наиболее типичных: “Нанесите на брюхо своего лунохода выпуклый логотип какой-то фирмы. Луноход будет ехать и оставлять на грунте отпечаток этого логотипа, а вы будете фотографировать”. И более масштабный проект рекламы на Луне: “Луноход ездит по поверхности, оставляет большие-большие борозды, их видно с орбиты и даже – в мощные телескопы с поверхности Земли. Напишите слово “Кока-Кола” или “Газпром”».

Есть фирмы из разных стран, которые пока не приносят прибыль, но уже обзавелись патентами на размещение рекламы на Луне. Более того, уже началась патентная война за право продавать «лунные» рекламные площади.

РЕЙТИНГ

4.50
голосов: 10

Галереи

Мемориальный музей космонавтики

Некоторые экспонаты легендарного музея "под ракетой" около станции метро ВДНХ

35 фото

Лекции фестиваля "Искусство науки-2011"

Докладчики лектория международного фестиваля "Искусство науки-2011"

16 фото

Обсуждение