Наука и технологии России

Вход Регистрация

Сумасшедшие стартапы

Конкурс проектов, или, как их сейчас называют, стартапов, появился на фестивале «Искусство науки – 2012» в этом году впервые. Один из членов жюри конкурса – Александр Доржиев, основатель и руководитель компании AlterGeo. Его проект ещё сам не миновал стадию стартапа, хотя успешно развивается – сервисом активно пользуются уже около ста тысяч людей. В своём интервью он рассказывает о технологической «начинке» сервиса и впечатлениях от участия в фестивале.

Александр_Доржиев Александр Доржиев: «На любом конкурсе большая часть проектов – странные и даже сумасшедшие. Но всё равно интересно посмотреть, как другие люди думают, даже если это странно и непонятно»

В чём основная идея сервиса AlterGeo?

– Если очень коротко, то мы занимаемся тем, что соединяем людей и места, в которые они ходят. Можно сказать, объединяем виртуальный мир и реальный. На практике AlterGeo – это мобильное приложение для тех, кто ведёт активный образ жизни в городе: где-то бывает, чем-то интересуется. С его помощью можно найти какое-то место, начиная от бара, заканчивая театром, нотариусом – чем угодно. Плюс это социальная сеть: человек приходит в какое-то заведение и ставит «отметку», или check-in, которая видна другим пользователям. Поддерживает социальное взаимодействие игровая составляющая: пользователи соревнуются в количестве отметок и получают за них разные виртуальные награды. Наконец, у нас есть партнёры, которые предоставляют пользователям сервиса скидки. Любой из этих компонентов необязателен: можно просто пользоваться скидками и не отмечаться в заведениях, или наоборот.

На каких технологиях работает сервис?

– Наверное, самое технологичное, что у нас есть – это определение местоположения по радиосигналу: Wi-Fi, GSM, WiMAX, а также по IP-адресам. У нашей компании исторически сложились два направления работы: изначально мы занимались разработкой технологий определения местоположения, а затем уже открыли пользовательский сервис AlterGeo, в котором используем свои технологии.

Сейчас мы углубились в математику и разрабатываем алгоритмы персонализированных рекомендаций. То есть, когда человек открывает приложение, мы хотим порекомендовать те места, которые именно ему, именно в этот момент лучше всего подходят. Для этого используются сложные статистические алгоритмы, которые обрабатывают все данные, которые у нас есть о пользователях и о местах, и, кроме того, собирают сведения из интернета. Например, когда люди подключают к AlterGeo свои аккаунты в других социальных сетях, на основе их социального графа и данных о поведении их друзей можно предположить, какие места они чаще всего посещают.

В идеале результат должен выглядеть так: человеку хочется куда-то сходить, но он не знает, куда. Он открывает приложение и видит именно то место поблизости, которое в точности отвечает его вкусам и привычкам.

Пока мы не можем подойти к решению этой задачи в общем виде, поэтому мы её сужаем: концентрируемся на кафе, барах и ресторанах. То есть на том, что является наиболее востребованным. Так мы и себе упрощаем задачу, и пользователям.

Известны ли вам интернет-проекты, где пользователи активно принимают участие в сборе данных подобно тому, как это происходит в AlterGeo, только связанные с научными исследованиями?

– Я о таких проектах не слышал, и мне кажется, что если в области науки таких вещей не происходит, то из-за недостатка инициативы со стороны учёных. Потому что во многих других отраслях подобные модели прекрасно работают. В частности, они хорошо себя показали в картографии. Ещё несколько лет назад в России ситуация в этой области была очень нехорошей. Было несколько организаций, которые владели картографическими данными, и нужно было быть крупной и небедной компанией, чтобы приобрести лицензию на их использование или нанять сотни людей, которые бы ездили по городам, производили измерения и составляли новые карты.

За последние лет пять появилось несколько хороших краудсорсинговых проектов, где данные собирали все желающие. Самый крупный такой проект – OpenStreetMap. Это не российский проект, но детализация карт многих российских городов у него намного лучше, чем у Yandex или Google.

Планируете ли вы принимать участие в фестивале «Искусство науки» в следующем году?

– Я всегда с огромным удовольствием откликаюсь на предложения побыть в жюри в разных конкурсах стартапов. Ведь на работе всегда думаешь о своей же работе. А когда тебе предлагают посмотреть и оценить пару десятков проектов, это расширяет кругозор. На любом конкурсе большая часть проектов – странные и даже сумасшедшие. Но всё равно интересно посмотреть, как другие люди думают, даже если это странно и непонятно, или их идея устарела, или они неправильно оценивают финансовые риски.

Как вы можете отозваться о стартапах, которые вы оценивали в рамках конкурса проектов фестиваля?

– Так получилось, что я отсмотрел больше инновационных проектов, нежели интернет-проектов. Мне понравились в основном те, что имеют практическое применение: например, новый способ быстрого приготовления газобетона или приспособление для аэрофотосъёмки.

В области интернет-проектов общий уровень мне показался немножко ниже, чем на других конкурсах IT-стартапов. Думаю, что это отчасти связано с тем, что конкурс проводится в первый раз. Но тем не менее хорошие и интересные проекты были. Как и на любом другом конкурсе, их число невелико, но на конкурсе проектов фестиваля «Искусство науки» было около 30 проектов в каждой из номинаций, а это уже даёт хорошую выборку.

Ещё мне понравилось, что проекты, которые я оценивал в рамках фестиваля, не встречались на других конкурсах. Участники всех айтишных конкурсов, как правило, мало меняются на протяжении нескольких лет. Мне как раз интересно, как анонсировался конкурс фестиваля, как он привлекал участников, потому что я практически не увидел знакомых лиц.

Среди работ, представленных на конкурс, было достаточно много интересных идей: новые образовательные программы, сервисы для людей с ограниченными возможностями. Это всё прекрасно, но по большей части не имеет никакого отношения к инновациям. Я не совсем согласен и с теми победителями, которые получились в номинации интернет-проектов. Там победил социальный проект, а это странно, если оценивать проекты по критериям, среди которых есть в том числе и проработанность финансовых вопросов. Социальные проекты и коммерческие – это очень разные вещи, их правильно будет развести по разным категориям.

РЕЙТИНГ

5.00
голосов: 1

Галереи

Торжественное закрытие фестиваля «Искусство науки 2012»

28 июня 2012 года в центре «Русское зарубежье» состоялось торжественное закрытие пятого ежегодного фестиваля «Искусство науки 2012», организованного компанией «Парк-медиа» и Минобрнауки России при поддержке компаний «НТ-МДТ» и «Аскон». В мероприятиях фестиваля приняли участие более 9000 тысяч человек из 90 городов 13 стран. Победители конкурсов фотографии, трёхмерной графики, статей, видеоматериалов и бизнес-проектов получили ценные призы и подарки, которые вручали известные российские фотографы, научные журналисты и представители высокотехнологичных компаний. Церемонию предваряло лазерное шоу и выступление «роботов». Кроме того, в фойе была представлена мини-выставка минералов из коллекции музея имени Ферсмана.

48 фото

Обсуждение