Наука и технологии России

Вход Регистрация

Университеты станут «зелёными»

«Зелёные» технологии – это не только бережное отношение к энергопотреблению, озеленение территорий и экологичное питание с использованием продуктов, выращенных на локальной территории, а также раздельный сбор мусора. Это осознание того, что ты – часть единого целого, образ жизни и то, что гарантирует большую устойчивость экономики. В России экоидеями увлечены прежде всего молодые люди, студенты. Этим летом в Институте «Стрелка» прошёл воркшоп «Как создавать “зелёные” университеты», где студенты и сотрудники вузов узнали от иностранных специалистов о «зелёных» технологиях и о том, как этот опыт можно внедрить в своём университете. Об экоопыте скандинавских университетов и об экоинновациях в МГУ имени М.В. Ломоносова нам рассказал куратор прошедшего воркшопа и директор по развитию Центра биоэкономики и экоинноваций экономического факультета МГУ Пётр Кирюшин.

Пётр_Кирюшин
Справка STRF.ru:
Пётр Кирюшин – кандидат экономических наук, директор по развитию Центра биоэкономики и экоинноваций экономического факультета МГУ. Магистр в области экологической науки, политики и управления – совместной магистерской программы Центрально-Европейского университета, Лундского университета и Университета Манчестера. Выпускник факультета государственного управления МГУ

Пётр, вы сейчас продвигаете проект «“Зелёные” университеты для “зелёной” экономики». В основе «зелёной» экономики, как известно, лежат и инновации, и новый способ поведения, и гармоничные отношения с социумом и экологией. Сейчас «зелёные» кампусы распространены за рубежом. Но думаю, что пока многие из наших читателей слабо представляют, о чём идёт речь. Скажите, пожалуйста, что это за инновации, какие идеи и цели используются в их продвижении и что даст их внедрение?

– «“Зеленые” университеты для “зеленой” экономики» – это проект Центра биоэкономики и экоинноваций экономического факультета МГУ. Руководитель Центра – профессор Бобылёв Сергей Николаевич, он один из ведущих специалистов в нашей стране по «зелёной» экономике. Мы ведём несколько проектов, в том числе и по «зелёным» университетам.

Надо пояснить, что «зелёная» экономика связана не только с экологией, но ориентирована на достижение лучшего качества жизни людей: она повышает благосостояние населения и снижает риски для окружающей среды. И именно на базе «зелёных» университетов и создаётся модель «зелёной» экономики.

У нашего проекта есть несколько целей. Первая – это реализация в вузах государственных задач, связанных с «зелёной» экономикой. Понятия «“зелёная” экономика» нет в нашем законодательстве, но многие государственные документы говорят, что должна быть решена проблема использования энергии, должна быть создана более качественная инфраструктура, реализованы принципы «зелёного» строительства, экологичного питания, экологичных видов транспорта и так далее. Соответственно, мы опробуем решение государственных и региональных задач на примере вузов.

Вторая задача нашего проекта – переход к такой модели вуза, при которой будет происходить взаимодействие студентов, сотрудников, руководства и внешних организаций для получения практического результата.

И третья задача – это развитие гражданского общества на базе университета. То есть студенты и сотрудники могут направлять свою энергию в конструктивное русло. Причём они сами будут в этом заинтересованы.

Приведу некоторые конкретные примеры реализации концепции «зелёного» университета у нас в МГУ. 25 июня при нашем участии был проведён экологический фестиваль у памятника М.В. Ломоносову. Студенты и сотрудники приносили макулатуру, участвовали в мастер-классах, была экологичная еда, были конкурсы, люди собрали книги, которыми можно было обмениваться. Идея в том, чтобы это было не просто важно и полезно, но и весело! В результате и студентам, и сотрудникам было интересно.

Или, например, при входе на наш факультет установлена урна для сбора макулатуры. Казалось бы, одна маленькая урна, но все сотрудники и студенты могут приносить туда макулатуру, а ведь факультет генерирует много бумаги! И, соответственно, это первый шаг к изменению инфраструктуры университета в крупном масштабе. Ещё один пример – локальное питание. Я знаю, что в нашем университете продаются и используются фрукты из Ботанического сада МГУ.

«Три первых шага к экологизации своего вуза»
(также подходит для школ, детских садов, государственных и бизнес-организаций)
1 шаг: «Соберите группу» – найдите сторонников среди студентов, сотрудников, из администрации, внешних организаций
2 шаг: «Проведите мероприятие» – проведите акцию, например по сбору макулатуры, или экофестиваль с мастер-классами и играми
3 шаг: «Начните экологизацию вуза» – организуйте систематический сбор и вывоз на переработку макулатуры или кампанию по повышению энергоэффективности

На самом деле, это здорово.

– Да, это прекрасно. И ещё один важный аспект – это экологическое образование: курсы по «зелёной» экономике и по экоинновациям, которые мы начали с прошлого семестра, магистратура по этой тематике, которая у нас будет через год. Соответственно, у нас три ключевых направления: просвещение, когда мы устраиваем акции, экофестивали и продвигаем экологическую культуру; создание более комфортной территории; и третье – это экообразование.

Вы знакомы с опытом других стран. Хотелось бы знать, как выглядят «зелёные» кампусы за границей.

– Продвигая нашу тематику, мы организовали ряд мероприятий – на Летней школе на «Стрелке» и в МГУ, а также поездку на Селигер – и приглашали специалистов из «зелёных» кампусов университетов Дании, Германии, США и Венгрии. Я расскажу о паре ключевых инициатив, например, в Университете Копенгагена.

Первое – это повышение энергоэффективности, которая достигается за счёт изменений в поведении людей (грубо говоря: уходя, гасите свет / уходя, выключайте за собой компьютер), а также за счёт сотрудничества с организациями, которые поставляют специальные гаджеты: они позволяют сэкономить для университета колоссальные деньги – я помню, что это несколько миллионов датских крон в год, в общем, миллионы долларов. Эти деньги можно экономить, они могут быть пущены на более эффективные направления. Например, на предоставление бесплатных мест для обучения студентов, на исследования, и т. д.

Второе – решение проблемы отходов. То есть у университета есть определённая задача – организовать раздельный сбор мусора и довести до какого-то объёма, и он реализует эти цели. В Швеции, например, стоит восемь баков для раздельного сбора мусора. Также за границей проводятся акции, различные флешмобы.

Ну например?

– В Будапеште, когда я учился в Центрально-Европейском университете по программе «Экологическая наука, политика и менеджмент», мы с товарищами инициировали создание группы экоактивистов Sustainable Campus Initiative. Мы поняли, что нам интересно не просто учиться, но и решать какие-то практические задачи. Первым делом мы организовали экологический фестиваль, на котором провели мастер-классы, в том числе по изготовлению кошельков из упаковки тетрапак. Там же была экологичная еда, были экологические загадки, игры, были также экоаттракционы. Мы рассказывали, что важно ездить на велосипедах, всячески продвигали экологическую культуру. И многих это зацепило, хотя, казалось бы, – экология, кому это интересно? У меня сохранилась запись, и надо видеть, как люди зажигались от происходящего! Например, стоит упаковка тетрапак, из которой люди выпили сок и сделали кошелёк. И ещё в течение года я встречал людей, которые ходили и гордились: «Видите, вот этот кошелёк – я его сделал сам!» С одной стороны, это мелочь, а с другой – когда ты начинаешь делать что-то руками, ты начинаешь думать об экологических вопросах, таких, например, как «Куда уходит этот мусор?». К тому же это просвещение: например, можно показать, что в Тихом океане есть огромный остров (размером чуть ли не с Россию!) из пластиковых отходов. Если вы посмотрите в интернете, то узнаете, что этот остров из пластиковых бутылок – огромнейшая проблема, с которой никто реально не знает, что делать.

Возвращаюсь к нашей активности в университете Будапешта. Мы были студентами, времени не так много, учёба очень интенсивная. И мы поговорили с преподавателями, что мы можем сделать, что было бы полезно не только в рамках курса (у нас были курсы по коммуникации, по энергетике и другие), но и чтобы поспособствовать продвижению этой экологической тематики развития «зелёных» кампусов в университете. Нам ответили: «Хорошо, давайте, сделайте тогда сценарий по энергоэффективности, допустим, не для Европы, а для университета, проведите исследования, соберите данные!» На занятиях по коммуникации мы делали видеоролики и разрабатывали стратегии по экологическому развитию университета – как донести эти идеи лучше всего, какие инструменты лучше всего применять, что лучше делать – видео или флешмоб-акции. Один из наших товарищей, который разбирается в IT-технологиях, сделал карту для Будапешта на базе Google maps. По этой карте можно было посмотреть, где есть пункты приёма макулатуры, где можно экологично и качественно поесть, где есть прокат велосипедов.

То есть это был уже следующий этап – сначала фестиваль, затем – интеграция в образование. Потом у нас были мастер-классы по каким-то отдельным темам. Одному из наших ребят была интересна тема шоколада. Кажется, он сделал доклад и показал, что в США и в целом в мире много шоколада производится на основе какао-бобов, которые выращены с использованием детского труда. И это реально заставляет задуматься. Вы делаете осознанный выбор, вы покупаете этот шоколад, а потом оказывается, что дети из-за этого страдают. И одна из самых важных вещей – сделать так, чтобы люди начинали думать: «Вот я делаю покупку, а что стоит за этой цепочкой? Насколько это экологично, насколько это в процессе создания нанесло вред окружающей среде или не нанесло, и как это закончится? То есть, например, если я съем что-то и выкину упаковку, что с этим дальше будет?» И это на самом деле очень важно, хотя на первый взгляд не так очевидно.

Ещё мы в Будапеште провели и другие фестивали. Например, День Земли, который отмечается 22 апреля. Собрали группу ребят, пригласили экологические организации Будапешта и устроили презентацию наших проектов. Мы вышли в наш внутренний дворик и начали его улучшать – сажать растения. Сделали презентацию этого мероприятия перед ректором и руководством. Они сказали: «Ребята, классно! Ребята, молодцы!» Мы даже победили, выиграли какие-то деньги, которые позволили нам дальше реализовывать наши проекты. Вошли в совет по развитию университета – у нас была пара делегатов, которая сказала: «Давайте мы попробуем интегрировать экологическую повестку в развитие университета!» Администрация нас поддержала. Мы получили приз как лучшая студенческая организация. Более того, когда на следующий год мы уехали в Швецию дальше учиться, нас поддержал наш факультет – мы вернулись и сделали презентацию для новых студентов, чтобы они нас услышали и продолжили наше движение. И что самое важное, мы достигли институализации экологической повестки в Центрально-Европейском университете. Сейчас мой сокурсник-американец, Логан Стренчок, работает менеджером по экологии и устойчивому развитию в этом университете. Помимо этого он работает на ферме, потому что для него важно быть «на земле». Кстати, он приезжал на Летнюю школу и на Селигер, и студентам, которые его слушали, очень понравилось, они захотели реализовать его идеи.

Вы уже немного рассказали, что апробация «зелёных» технологий будет проходить в МГУ, о трёх направлениях этой работы. Что уже сделано, что будет сделано?

– Тема экологического развития в МГУ имеет долгую предысторию. Есть, например, Общество испытателей природы, которому более 200 лет, есть Дружина охраны природы. Когда-то в МГУ был совет при ректоре «Человек и биосфера». Один из его создателей – Тигран Сергеевич Хачатуров, основатель нашей кафедры экономики природопользования. Совет формально сейчас существует, но не знаю, насколько он активен. На моей памяти, было несколько акций по сбору макулатуры. В последней я тоже принимал участие. Мы не просто собирали макулатуру, а сделали экологический фестиваль у памятника Ломоносову.

Возвращаясь к пункту сбора макулатуры на нашем факультете. Казалось бы, мелочь, но всё это надо организовывать. Нужно было, чтобы нашлись студенты, потому что то их нет, то у них мало времени, но в итоге они это сделали. У нас идёт озеленение факультета. У нас есть внутренние дворы, которые можно благоустроить, и мы хотим продвигать это направление. Как мне сказали в руководстве факультета, из Ботанического сада МГУ нам поставляются яблоки, мы их тоже используем.

Всё это происходило до того, как в июне этого года мы начали реализацию проекта «“Зелёные” университеты для “зелёной” экономики». Сейчас мы делаем магистратуру совместно с биологическим факультетом – по «зелёной» экономике и по биотехнологиям, на пересечении биотехнологий и экоинноваций. Это не просто обучение абстрактных экологов, они будут получать практические навыки «зелёного» строительства, а также в области корпоративной социальной ответственности. У нас прошла встреча рабочей группы по развитию «зелёных» университетов, и мы также думаем организовать что-то в рамках Фестиваля науки – 2013.

Справка STRF.ru:
Проект «“Зеленые” университеты для “зеленой” экономики» направлен на реализацию концепции «зелёных» университетов в российских вузах с целью вклада в формирование «зелёной» экономики на местном и региональном уровнях. Предполагается организация раздельного сбора мусора, повышение энергоэффективности, проведение экомероприятий, повышение экосознательности, внедрение экообразовательных программ, экологизации жизнедеятельности вузов в целом. Апробация данной концепции предполагается в МГУ имени М.В. Ломоносова, в дальнейшем планируется тиражирование опыта

Первая наша задача на сегодняшний момент – провести экологический фестиваль. Вероятно, совместим его с Фестивалем науки. Мы будем заниматься вопросом раздельного сбора мусора и вопросом еды. Будем думать о повышении энергоэффективности. Тем более что наши датские коллеги – Университет Копенгагена и посольство Дании – могут быть потенциально в этом заинтересованы. Важно развитие велосипедного движения, потому что у нас есть инфраструктура, но сама идея не популяризируется. Стоят велосипеды, но людям нужно показать, что это круто, это экологично, это модно, донести это.

Ну да, это то же самое, что происходит сейчас по всей Москве – парк Горького, велосипедные дорожки, специальные маршруты для велосипедов и даже для самокатов...

– Да, активное продвижение этой тематики. Вопрос организации раздельного сбора мусора и переработки мусора, вопрос повышения энергоэффективности. В идеале хотелось бы, конечно, чтобы корпус экономического факультета соответствовал «зелёным» сертификатам. Есть так называемый сертификат «зелёного» строительства, и у нас недавно был в рамках летней школы директор ассоциации по «зелёному» строительству из Америки. Он рассказывал, как Питтсбург (в середине XX века это был промышленный город, типа нашего Челябинска) за счёт реализации принципов «зелёной» экономики стал очень экологичным городом, одним из самых комфортных мест для жизни. Он показывал и говорил: «Вот это река. Когда я был маленьким, мне к этой реке подойти нельзя было, потому что это было опасно. А сейчас в ней люди купаются, плавают, на яхтах катаются, там парки везде». Возвращаюсь к ранее сказанному – это часть благоустройства, часть «зелёного» строительства. Здание, в котором мы находимся, тоже можно как-то сертифицировать для стандартов «зелёного» строительства. Что для этого нужно? Рациональное потребление энергии, воды, нужно заменить здесь лампочки, если это возможно сделать, раздельный сбор и переработка мусора, налаживание экологического питания (использование локальных продуктов). Ведь почему мы должны есть помидоры, которые выращиваются за рубежом? Лучше поддерживать отечественного производителя!

Совершенно верно. Это очень актуальная сейчас проблема для Москвы.

– Это более экологично, мы как раз вчера это обсуждали. Если есть те помидоры, которые лучше выглядят, – они на вкус, скорее всего, будут плохими. Потому что это вопрос селекции. Наша, подмосковная клубника или помидоры могут выглядеть не так хорошо, но на вкус быть гораздо лучше. Студенты и сотрудники, которые питаются качественной едой, и работают более эффективно, и более здоровы. Это вклад в человеческий капитал.

Чем отличается апробация «зелёных» технологий в России от опыта других стран? Есть, наверное, какая-то специфика?

– Да. В Скандинавии, например, нет такого обилия собственных ресурсов, в частности энергетических. И Дания, как одна из самых энергоэффективных стран, активно продвигает «зелёную» тематику, потому что нужно экономить ресурсы. У нас в стране с энергетическими ресурсами таких проблем нет. Соответственно, вопрос энергоэффективности для нашего факультета или университета может быть не таким приоритетным. Плюс за рубежом популярен дискурс о том, что климат меняется из-за парникового газа вследствие использования топливных ресурсов. У нас в России эта теория считается спорной, допускается, что климат меняется, возможно, по каким-то другим причинам, и нет такой массовой поддержки. Если вы приедете в любые европейские и американские университеты, вам каждый студент скажет: «Надо снижать потребление и выбросы парниковых газов, потому что климат меняется и на тебе лежит ответственность». У нас это не так распространено. Соответственно, у нас «зелёные» университеты должны быть связаны с развитием гражданского активизма, причём конструктивного. Студенты начинают заниматься какими-то хорошими, полезными вещами, которые интересны вузу, и так далее, создают комфортные условия для жизни.

И первичный фокус должен быть на решении таких приоритетных вещей, как мусор, потому что в Москве одна из самых важных проблем – это решение проблемы мусора! Если мы сейчас на базе МГУ сможем показать, что решение такое возможно, продемонстрируем, что можно перерабатывать значительную часть отходов, этот опыт сотрудники и студенты принесут к себе в дома, в свои районы.

Специфика заключается в том, что наша деятельность – не спасение мира от экологической катастрофы, а решение наиболее актуальных вопросов для общества, связанных с экологией, и создание более комфортных условий для жизни, для работы.

Сажать деревья, макулатуру собирать...

– Да. В СССР, например, было такое, что ты сдаёшь пустую бутылку и получаешь деньги. Залоговая стоимость тары была включена в стоимость бутылки. Таким образом к конструктивной деятельности подключалось общество.

В каких ещё вузах можно в ближайшее время тоже ожидать внедрения «зелёных» технологий?

– Как показала наша Летняя школа, некоторые вузы активно интересуются вопросами сбора и раздельной переработки мусора. Помимо нас этим занимаются в МГИМО, в Высшей школе экономики, в РХТУ им. Менделеева, в МХТИ, в РГУНГ им. Губкина, в МФТИ. Куда мы ни едем, везде встречаются люди, заинтересованные в реализации этих инициатив, причём по всей России. Я недавно был на мероприятии Агентства стратегических инициатив (это организация при Президенте России), представлял там наш проект. И в процессе обсуждения я узнал, что такие инициативы есть во многих вузах России – в Новосибирске, в Томске, во Владивостоке. Студенты смотрят и понимают: нам надо что-то улучшать. И это хорошая возможность для конструктивной реализации их энергии.

Вы можете отметить какие-то особенно оригинальные инновационные идеи и решения, которые родились у участников воркшопа на «Стрелке»?

– Там у нас стояла задача в первую очередь начать активное продвижение этой темы в университетах. Сейчас очень важно показать, что эта тема существует, что это не частные инициативы. Когда студенты начинают это в университете, они думают, что они одни такие во всём мире! А оказывается, что это очень сильное международное движение. Наша задача в рамках Летней школы на «Стрелке» была показать лучшие зарубежные практики, и чтобы студенты начали как-то думать в этом направлении. Суть не в том, чтобы они на данном этапе придумали что-то инновационное, а чтобы мы им показали какие-то возможности, как это было реализовано за рубежом и как это можно внедрять. Студенты работали в трёх основных направлениях. Первое – это развитие экологического питания, второе связано с внедрением экообразования, и третье – организация раздельного сбора и вывоза мусора. Например, студенты из РУДН (там очень сильная группа) очень глубоко изучили тему мусора благодаря специалистам, которых мы привезли из-за рубежа, и поняли, как это можно делать более эффективно.

РЕЙТИНГ

4.25
голосов: 12

Галереи

Всемирный день животных в Экоцентре на Воробьёвых горах

4 октября 2012 года в эколого-просветительском центре «Воробьёвы горы», расположенном на набережной Москвы-реки под зданием Российской академии наук, школьники и их родители отметили Всемирный день животных. Во время традиционных экскурсий по интерактивной «квартире» Экоцентра, оснащённой сенсорными мониторами и игровыми экспонатами, ребята смогли не только узнать, как правильно читать упаковку шампуня и экономить расход воды в доме, но и познакомиться с насекомыми из Дарвиновского музея и ответить на вопросы викторины о животных.

12 фото

Обсуждение