Наука и технологии России

Вход Регистрация

Лекарство для шопоголиков

Авангардные модельеры сегодня готовы «шить» платья из говяжьего мяса и китайского фарфора, а пресыщенную эпатажем публику всё труднее удивлять подобными нарядами. Другое дело – те инновации в моде, которые способны не только привлечь внимание современного человека, но и «встать на конвейер» и в корне изменить его образ жизни. Не исключено, что будущее одежды связано с технологией 3D-печати.

Ван_Эрпен_Платье_3D-печать
Платье от Айрис ван Эрпен, распечатанное на принтере

Кэтрин_Перья_3D-печать
Для этого аксессуара на 3D-принтере было распечатано 111 перьев

Ожерелье_Пекка_3D-печать
Украшение, разработанное финской компанией Fabrigate и напечатанное на 3D-принтере, – почти невесомое и довольно изящное

Окнянски_Клетка_3D-печать
Эта модель, «распечатанная» из титановых сплавов, называется «Клетка». «Не беспокойтесь, ваши ноги не пострадают от взаимодействия с прутьями», – говорит её дизайнер Брайан Окнянски

Окнянски_Парашют_3D-печать
Для этой модели Брайану не хватало соответствующих технологий, поэтому он привлёк к изготовлению автомобильную компанию: смесь титанового сплава и 3D-печати пластиком

Внимание: идёт печать галстука!

Несколько лет назад немецкий биолог Анке Домаске умудрилась создать ткань из скисшего молока, превратив его в белковый порошок, а затем в пряжу, на ощупь напоминающую шёлк. Некоторые компании давно уже шьют вещи из тканей, волокна для которых были созданы из использованных пластиковых бутылок; есть и те, кто перерабатывает парашюты в сумки и плащи, а также ищет способы применения для старого меха. Но все эти технологии, направленные на вторичное использование продукции или же придание одежде уникальных свойств, не находят широкого применения у пользователей. Почему? Джой Ванг, выпускница Массачусетского технологического института и основательница социальной сети для потребителей новых технологий в модной индустрии, предполагает, что «новые материалы – пуленепробиваемые из кевлара, водоотталкивающие, проецирующие картинки или генерирующие электричество – не решают проблемы, как современному человеку научиться жить по-новому». По-новому для неё – значит с заботой об экологии, с мыслями о многотонном перепроизводстве одежды и без таких явлений, как «вещизм» и «шопоголизм».

Но, возможно, традиционный образ жизни современного потребителя в ближайшее время и автоматически изменит эпоха 3D-технологий, ворвавшаяся и в индустрию моды. К примеру, лондонский дизайнер Кэтрин Уэльс из Project DNA и финский консультант по работе с трёхмерными изображениями Пекка Салоканнел уже сегодня печатают на 3D-принтерах если не одежду (как это попробовала сделать Айрис ван Эрпен для парижской Недели моды, представив фантастические платья, изготовленные по технологии PolyJet Matrix), то, по крайней мере, аксессуары, способные изменить привычные контуры человеческого тела и лица.

Кэтрин, чтобы создать «вторую кожу» для своих клиентов, взяла за основу концепцию цепочек ДНК, части которых можно разрывать и переставлять по-новому, изменяя таким образом размер и форму одежды. Эта гибкость, по её мнению, позволяет человеку чувствовать себя более свободно. Пекка же основал компанию Fabrigate, которая одновременно помогает финскому министерству образования работать с 3D-технологиями в школе и предлагает собственный дизайн очков, галстуков и украшений, распечатанных на 3D-принтере. Хотя внешне они кажутся «собранными» из многих элементов, на самом деле изготавливаются они сразу и целиком. Пекка очень просто объясняет, почему он не берётся пока за одежду: «ткани», с которыми работает трёхмерный принтер, грубые, и только в будущем станут возможны более тонкие – толщиной с человеческий волос.

Под каблуком у 3D-принтера

Если распечатанная на принтере одежда пока ещё не может стать привлекательной и функциональной альтернативой традиционным нарядам, то с обувью дело обстоит иначе. Всего несколько лет назад Брайан Окнянски, архитектор по образованию, открыл собственный обувной бренд – чтобы создавать ту обувь, которая не могла бы появиться без передовых технологий. Его первая коллекция обуви Heavy Metal была изготовлена с помощью трёхмерной печати, исходным составом для которой служили титановые сплавы. «То есть те сплавы, которые обычно используются в промышленном производстве», – поясняет Брайан. Такие модели, по его словам, не могут быть массовыми: «Это артистическое выражение возможностей революционных технологий». Коллекция Heavy Metal сделана на самом дорогом из существующих 3D-принтеров: «Принтеры на самом деле очень разные – и в некоторых случаях они могут стоить от 300 тысяч долларов и выше».

Брайан использует разнообразные технологии цифрового производства обуви – есть, например, деревянные модели, выполненные при помощи компьютерной резки: узор для них был прописан на компьютере. По опыту дизайнера, полноразмерного листа фанеры может хватить на 10–12 пар такой обуви. Есть у него и напечатанная на 3D-принтере модель «Ломаный каблук», которую он продемонстрировал на Лондонской неделе моды в прошлом году: на первый взгляд может показаться, что это сочетание пластика и кожи, но в реальности Брайан взял за основу биологический «пластик», который делается из сахарного тростника.

«Основная идея в том, что у изделий, созданных на 3D-принтере, не существует механических соединений, – рассказывает Окнянски. – То есть нет соединительных деталей, которые могут сломаться, порваться или отцепиться, а это значит, что художнику не надо бояться и ограничивать себя: он может создавать те модели, которые раньше считались нетехнологичными».

Сам себе дизайнер

Сотрудничая с компанией 3D Systems, которая создаёт 3D-принтеры, обувщик Брайан получил принтер буквально в личное пользование и задумался о концепции массового использования трёхмерных моделей. «Промышленная революция в 18 веке была направлена на стандартизацию, на многократное повторение продуктов в больших объёмах и их удешевление за счёт этого, – считает он. – Но мы, как потребители, устали от стандартного: поэтому возникла идея индивидуализации вещей – возникла она уже давно, но только недавно индустрия моды смогла подойти к практической реализации этой идеи за счёт использования 3D-принтеров».

Сегодня Брайан предлагает туфли, которые можно индивидуализировать, изменить цвет разных их частей, сделать заказ и напечатать их у него в студии: «Мне не нужно держать склад и забивать его товарами, которые, возможно, никогда не потребуются. И это ещё один плюс 3D-печати: у меня нет невостребованной продукции». Но в будущем Брайан не исключает и иного поворота событий: клиенты будут покупать проекты, фасоны, модели обуви – и изготавливать их у себя дома.

С ним согласен Пекка Салоканнел: 3D-принтинг помогает демократизировать дизайн и производство, помогает избавиться от машин и серьёзного оборудования. Однако финский специалист объясняет, что, как и прежде это было с компьютерами, 3D-технологии пока вызывают у большинства людей трудности в использовании. С одной стороны, практически любой человек скоро сможет моделировать предметы и стать дизайнером. Но с другой – процесс печатания не так прост, как кажется. «В настоящее время необходимо инженерное образование или компетенции модельера, чтобы воспользоваться этой технологией самостоятельно», – вторит ему Окнянски. Не исключает он и того, что первые попытки печатать одежду у себя дома закончатся у обычного человека неудачами: вся квартира будет завалена бракованными вещами. Но это нормальный процесс, считает Брайан, и однажды 3D-печать решит проблему тотального перепроизводства одежды и её перемещения из одной части мира в другую, а также расправится с «шопоголиками» и тем, кто только и живёт распродажами брендовых вещей. Но это – в будущем, а пока простые смертные вполне могут побаловаться технологией OpenKnit, которую разработал испанец Херард Рубио и буквально месяц назад подарил её пользователям Интернета: собрать его «принтер» для одежды, больше напоминающий ткацкий станок, можно в домашних условиях, хоть и одежда, которая на нём пока получается, далека от фантастики.

РЕЙТИНГ

5.00
голосов: 6

Обсуждение