Рассмотреть пожары из космоса

Специалисты ОАО «Российские космические системы» (РКС, входит в ОРКК) разработали устройство для получения тепловых изображений поверхности Земли из космоса с использованием принципиально новых бортовых эталонных источников излучения. Новая разработка отмечена дипломом Роспатента в номинации «100 лучших изобретений России» по итогам VIII Международного форума «Интеллектуальная собственность – ХХІ век».

Основная миссия устройства, разработанного в РКС,  заключается в решении актуальных экологических проблем: всестороннего изучения изменения климата и своевременного обнаружения очагов лесных пожаров. Устройство позволяет получать высокоточные тепловые изображения поверхности Земли из космоса в спектральных каналах среднего и дальнего инфракрасного диапазонов.

Новая разработка обладает преимуществами по сравнению с существующей аналогичной аппаратурой, радиометрическая точность которой с течением времени снижается под воздействием различных факторов космической эксплуатации. В устройстве в качестве бортового эталона температуры наряду с традиционными будет использоваться источник излучения, поддерживаемый в состоянии перехода рабочего тела из твердой фазы в жидкую. Температура этого процесса известна с большей точностью и не меняется со временем; получаемая информация может корректироваться на основе измерения изменений сигнала от этого эталона.

«Наша разработка значительно повышает радиометрическую точность аппаратуры дистанционного зондирования Земли и позволяет накапливать информационные массивы данных за длительные отрезки времени. Оборудование новейших космических аппаратов современными сканерами позволит поднять изучение климата на качественно новый уровень», – говорит замначальника по науке отделения создания бортовых и наземных приборов и комплексов РКС Юрий Гектин.

«Сегодня специалисты РКС работают над созданием ряда инновационных разработок и технологий, в том числе в перспективной сфере дистанционного зондирования Земли. Мы активно формируем научно-технический задел, который призван обеспечить компании ведущие позиции на мировом рынке космического приборостроения и информационных систем», – комментирует замгенконструктора по системам ДЗЗ «Российских космических систем» Виктор Селин.

Новая разработка РКС поможет решать разнообразные задачи экологического мониторинга, в частности, контролировать распространение пожаров, отслеживать вулканическую деятельность, наводнения, тайфуны, смерчи, ураганы и другие опасные природные явления, наблюдать за состоянием атмосферы, почвы, водоемов.

ОАО «Российские космические системы» (входит в ОРКК) специализируется на разработке, изготовлении и эксплуатации космических информационных систем. Основные направления деятельности – создание, развитие и целевое использование глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС; космические системы поиска и спасания, гидрометеорологического обеспечения, радиотехнического обеспечения научных исследований космического пространства; наземные пункты приема и обработки информации дистанционного зондирования Земли. Интегрированная структура «Российских космических систем» объединяет ведущие предприятия космического приборостроения России: Научно-исследовательский институт точных приборов (ОАО «НИИ ТП»), Научно-производственное объединение измерительной техники (ОАО «НПО ИТ»), Научно-исследовательский институт физических измерений (ОАО «НИИФИ»), Особое конструкторское бюро МЭИ (ОАО «ОКБ МЭИ») и Научно-производственное объединение «Орион» (ОАО «НПО «Орион»).