Наука и технологии России

Вход Регистрация

Бизнес-ангел – частный инвестор с душой

О наиболее востребованных на рынке инноваций направлениях, самом любимом и самом провальном проектах, лучшей модели команды стартапа и собственных мотивациях рассказал для STRF.ru президент Национальной ассоциации бизнес-ангелов и один из самых активных частных инвесторов России Виталий Полехин.

Виталий_Полехин Виталий Полехин: «Основная задача бизнес-ангела – найти интересную тему, которая через какое-то время станет очень популярной»

Виталий, что Вас мотивировало стать бизнес-ангелом помимо финансовой части вопроса?

Финансовая часть, конечно, важна. Несмотря на такую хорошую приставку «ангел», это, прежде всего, инвестор. Другое дело, что помимо того, что он просто частный инвестор, он еще и человек, который с душой подходит к делу, и хочет привнести в компанию не только деньги, но и опыт, знания, связи.

В определенный момент мне захотелось помимо своего личного предпринимательского опыта иметь возможность участвовать в других компаниях, которые развивают  интересные идеи, перекликающиеся с моим пониманием того, куда движутся технологии, рынок. И тогда я решил, что это оптимальный способ участвовать и развивать сразу несколько идей.

Какие идеи и направления больше всего Вам интересны?

Каждые полгода эти направления меняются. Существуют мега-тренды, они более широкие: например, финансовые технологии. В финтеке год – два назад этими направлениями могли быть разные мобильные приложения для банка (упрощение переводов, управление счетами). Сейчас также появились блокчейн, криптовалюты. Направления в этих мега-трендах сегодня будут одни, а завтра совершенно другие. Основной задачей бизнес-ангела является найти интересное направление, которое через какое-то время станет очень популярным.

Если мы говорим о мега-трендах, интересны как раз финансовые технологии и цифровое здравоохранение (здесь тоже множество разных подгрупп – телемедицина, информатика здоровья). Также мне интересен интернет вещей: начиная от простых вещей, вроде браслетов-трекеров и смарт-часов, и заканчивая сложными, например, повышением энергоэффективности в городе. Когда в реальном времени, получая данные через интернет о температуре в определенной геолокации, отопительная система может сама подстраиваться и менять температуру, вместо того, чтобы регулировать её согласно графику. Ещё, конечно же, shared economy – общий тренд о том, что вещами можно обмениваться, сдавать или брать в аренду, а также необязательно владеть или делать что-то самому.

Ваш самый любимый и яркий проект, в котором участвовали?

Пожалуй, самый интересный и сложный проект связан с цифровым здравоохранением. Это прибор, который способен без хирургического вмешательства, ИКТ или МРТ неинвазивно проводить диагностику головного мозга. Его можно просто надеть на голову как наушники, и дисплей покажет состояние мозга. Это очень важная и прорывная технология. Например, если человек упал, ни один врач не может сразу определить, можно ли его отпустить домой или пострадавшему срочно требуется госпитализация. Данный прибор основан на алгоритме, который позволяет за считанные секунды неинвазивным способом установить, что случилось. Аппарат может находиться в разных учреждениях, необязательно медицинских, а в любых, где есть скопления людей. Продукт ещё не вышел на рынок, но находится в высокой степени готовности, привлёк несколько раундов инвестиций успешно развиваясь. Мне приятно, что я принимал участие в финансировании на ангельской стадии.

А что насчёт истории провального проекта?

Про историю провала всегда сложнее рассказывать просто потому, что всегда существует много соинвесторов и предпринимателей, которые только вздохнули с облегчением, что все уже эту историю забыли и которым не хочется ворошить её снова и снова.

Могу рассказать только в общих чертах. Это был региональный проект, были замечательные ребята с отличной технологией. Технология была мирового уровня, а проект – участником многих выставок и победителем большого количества номинаций. Однако, как это обычно бывает, проект подвёл неправильный менеджмент основателей. В тот момент, когда компания достигает определённого уровня, вместо основателя нужно ставить грамотного профессионального управляющего. Почему? Потому что это люди, способные управлять большими организациями. Основная причина провала с моей точки зрения – неспособность управлять большой организацией, неспособность построить определенные производственные процессы, которые, на самом деле, вполне очевидны. К сожалению, эта история стала провалом не только для меня, но и для других, более 20 инвесторов в России и за рубежом.

Как вы думаете, возможно ли из учёного сделать предпринимателя? Или этим должен заниматься отдельный человек, которого , быть может изначально в стартапе не было?

Я думаю, что нет ничего невозможного и что каждая модель имеет право на существование. Я бы хотел видеть команду, в которой достаточно двух человек. Один из них должен быть предпринимателем, готовым продвигать проект, а другой – технарём, который глубоко знает техническую часть вопроса. Потому что это две разные функции. Предприниматель – экстраверт, способный общаться с миром и быть ему открытым, способный договариваться с людьми. Это работа, которая посильна, но очень тяжело даётся интровертам. А самые талантливые инженеры и программисты, в основном, – это замкнутые в своём продукте и проекте люди, и в этом их сила. Такая модель встречается чаще всего. Заезженный пример –  Apple, у которого был не только Стив Джобс, открытый миру, способный общаться с партнёрами, рынком и потенциальными потребителями. Но должен был быть в команде ещё кто-то, кто будет способен воплощать все эти идеи в жизнь, и это классический Стив Возняк.

Весной 2016 года Вы стали президентом Национальной ассоциации бизнес-ангелов. Какие у нее перспективы?

Задача НАБА, которая объединяет различные клубы бизнес-ангелов и посевные фонды, построить взаимодействие между этими организациями. Каждая из них обладает определённым опытом, и необязательно набивать шишки всем самостоятельно, когда можно без ущерба друг для друга обмениваться информацией и вместе развиваться. Ещё одна задача заключается в представлении интересов участников в органах государственной власти. Нужно способствовать изменению определённых вещей на законодательном уровне, потому что есть элементарные вещи, которые необходимо внести в законодательный орган, чтобы бизнес-ангелам стало проще синдицировать сделки (инвестировать совместно). Это выгодно как для бизнес-ангелов, так и для государства, которое получает серьёзный задел в инновационной экономике, к чему оно сейчас и стремится.

У меня есть задумка построения определенной платформы для обмена информацией и потоками проектов разных организаций бизнес-ангелов, входящих в ассоциацию. Создать и предоставить карту бизнес-ангелов по всей России, пакет необходимых инвестиционных документов, информацию о лучших практиках. Всё, что способно увеличить количество и качество сделок. Есть ещё более интересные задумки. Но я не хотел бы их озвучивать, потому что любое публичное озвучивание – это фактически обязательство это выполнить. А я не во всех из них полностью уверен, большинство из нового находится на стадии обсуждения между членами Ассоциации.

РЕЙТИНГ

5.00
голосов: 6

Обсуждение