Наука и технологии России

Вход Регистрация

НТИ 2016. «Движение вперёд – это всегда конфликт»

Второй год «Форсайт-флот» посвящён разработке Национальной технологической инициативы (НТИ), комплексной программы мер по созданию условий для обеспечения лидерства российских компаний на новых рынках, которые будут определять структуру мировой экономики в ближайшие 15–20 лет. В 2015 году именно «Форсайт-флот» стал отправной точкой реализации НТИ – в экспертных группах, как в кузнице, ковались идеи и представления о том, что Россия может предложить миру на перспективных рынках,  создавались команды, готовые взять на себя ответственность дорабатывать и продвигать проекты, рождавшиеся из общего обсуждения. О том, каких результатов добились за год участники Национальной технологической инициативы (среди которых и предприниматели, и учёные, и представители университетов, а также органов госуправления), что ждут от участников «Форсайт-флота 2016», рассказал директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков.

Дмитрий_Песков Дмитрий Песков: «НТИ уже реализуется и несётся вперёд на всех парах»

С запуска НТИ прошло чуть больше года. Каковы первые результаты? И почему НТИ будет работать?

– Для меня не существует вообще такого вопроса – почему будет работать НТИ. Прошло чуть больше года, и у нас уже есть результаты. Если зайти на корабль «Бизнес», можно увидеть там реально продающиеся технологии, которых не существовало год назад, и которые родились на прошлом «Форсайт-флоте». Вы можете найти появившиеся год назад компании, за которыми сегодня уже выстроилась очередь инвесторов. Вы можете увидеть новые акселераторы, инкубаторы и учебно-образовательные программы, которые уже работают в логике НТИ. Есть выделенное государственное финансирование на эти программы.

Вы можете увидеть новые профессии, легализованные в Российской Федерации, которых год назад не существовало. Например, оператор беспилотного летательного аппарата. Среди Топ-50 наиболее перспективных профессий в Российской Федерации (список Минтруда России – Ред.) около трети разрабатывались в логике Национальной технологической инициативы. По этим профессиям сегодня уже обучаются тысячи учащихся колледжей и студентов. В Москву на чемпионат World Skills к нам приезжает 200 иностранных участников за свои деньги, а их лидеры уже учатся у нас.

Есть прекрасное английское слово endorsement. Когда мне говорят, что правительство Сингапура готово работать с Национальной технологической инициативой на всех уровнях, и они не видели ни одной подобной программы ни в одном правительстве мира, для меня это endorsement. Когда руководители отделов, которые отвечают за научно-технологическую разведку крупнейших западных компаний, делают очень многое для того, чтобы попасть на «Форсайт-флот» сейчас, и мы им ставим барьер, – для меня это тоже endorsement.

Иными словами, для меня и десятков тысяч людей, с которыми мы работаем, НТИ уже реализуется и несётся вперёд на всех парах.

С какими сложностями сталкивается реализация НТИ?

– Главная сложность – это мышление людей. Невозможно работать с теми, чья критическая позиция заключается в «фиге в кармане». Эти люди могут идти и делать что-то ещё. Сделаем без них. А те, кто верят и понимают, как это работает, построят новые компании на новых рынках.

У нас нет отраслевого взгляда – у нас есть рынки. Нам не интересна «чистая» наука – мы выбираем науку в связи с технологиями. Нам не интересна подготовка кадров – нам интересна подготовка талантов. Нам не интересно создавать новые организации – нам нужны сервисы, которые эти организации предоставляют.

Стратегия, которую мы сейчас готовим совместно с участниками «Форсайт-флота», – не документ, а общая позиция людей по поводу своего будущего и обязательства, которые они на себя берут. Мы собираем актив НТИ из таких людей.

На «Форсайт-флоте» используется технология RapidForesight, она российская. Как вообще появилась эта технология и сама идея «Форсайт-флота»?

– Rapid Foresight, как технология, появился в 2010 году, когда группа «Метавер», которая занимается проектами на стыке информационных технологий, образования и венчурной индустрии, пришла к выводу, что нам нужен взгляд в будущее. Обычный форсайт очень долго идёт и дорого стоит. Нужно было придумать дешёвый и быстрый формат, чтобы он был не менее эффективным. Мы «собрали» его, используя элементы ролевого движения, многих практик западных технологических компаний, используя достижения, которые были на тот момент в игротехнике, в игрофикации, в образовании.

«Форсайт-флот», как формат, проходит в этом году уже пятый раз, и аналогов ему в мире нет. На несколько дней успешные предприниматели, общественные деятели, руководители научных и образовательных организаций выключаются из повседневных дел и целиком посвящают себя совместной работе с будущим, договариваются о том, как его достичь, создают команды и готовые к реализации проекты. «Форсайт-флот» – это возможность создавать совершенно новый тип общественного продукта, которого до сих пор практически не было в стране.

У нас до сих пор считалось, что стратегия – это то, что пишет государство, или то, что делают компании ради своих коммерческих интересов.

«Форсайт-флот» даёт возможность объединиться общественным лидерам, бизнесу и представителям государства ради формирования такой общественной стратегии, которая не требует прямого распределения государственных ресурсов, включения иерархической модели управления, где сильные лидеры могут договариваться друг с другом и совместно реализовывать общую повестку.

Вы планируете как-то модифицировать формат, улучшать его?

– Мы его постоянно меняем, экспериментируем, улучшаем. Мы делаем ошибки. Но самое главное, чтобы эти ошибки были быстрые и дешёвые. А с точки зрения успешности формата, я могу сказать: зарубежные участники готовы уже сейчас применять наши форматы  в своих странах. Есть интерес у Бразилии, Индии, Китая. Они хотят попробовать внедрить этот формат у себя, и просят, чтобы мы этот формат перенесли на их площадки.

Как в НТИ соотносятся инициатива «сверху» и «снизу»?

– Национальная технологическая инициатива выдвинута в послании президента и поддержана премьер-министром. Соответственно, всё руководство страны поддерживает реализацию НТИ на своём уровне. Да, бывают люди на уровень или два ниже, которые не понимают этого горизонта, в «старом» мышлении находятся. Но мы же не работаем с документами в ведомствах – мы работаем с людьми в этих ведомствах.

Сейчас мы получаем всю необходимую поддержку от государства. Государство в кризисном году нашло дополнительные средства для финансирования проектов НТИ. Мы видим, что у нас и частные инвесторы проявляют не меньший энтузиазм, вкладывают не меньшие средства, чем государство. В этом смысле есть бесконечное количество небольших трудностей, но стратегических – нет. Вопрос только в темпе, важно сохранять хорошую динамику и при этом не терять в качестве.

Безусловно, стратегия НТИ выстраивается «снизу вверх», из работы людей на кораблях. Потом идеи отрабатываются, идёт обмен между кораблями. Проекты и идеи становятся частью общей стратегии.

У НТИ есть свой образ – бабочки. Мы говорим, что НТИ, с одной стороны, – это система государственного управления приоритетами развития, а с другой, – это общественное движение. Общественное движение запускалось в этом году на «Форсайт-флоте», на корабле «Общество».

Но реализация НТИ невозможна, если это не будет логикой бизнеса – поэтому логику вырабатывали на корабле «Бизнес». Одновременно мы не можем реализовать НТИ только на российском уровне. Нам нужны партнёры и союзники в мире. Соответственно, вопросы международной кооперации отрабатывались на корабле «Мир». Представители разных стран от Америки до Китая активно участвуют в этой работе.

Бабочка_НТИ Схема «Бабочка НТИ»: масштаб и система управления НТИ в образе бабочки

Бабочка – четыре крыла, 4 корабля, четыре ключевых направления в Стратегии. Чтобы бабочка взлетела, крылья должны работать слаженно и синхронно.

Сейчас идёт процесс согласования и утверждения дорожных карт по рынкам НТИ. У вас есть «любимый» рынок?

– Я надеюсь на все. По результатам голосования на «Форсайт-флоте» в прошлом году победил «NeuroNet». Но с ним и самые большие сложности в части реализации.

На сегодняшний день из девяти рынков НТИ по четырём приняты дорожные карты. Что нужно ещё дорабатывать в дорожных картах, которые не приняты?

– Дорожные карты, которым требуется доработка – не про 2035 год, они про ближний горизонт и про управление государственными средствами. В этом смысле нам предстоит вернуть в рабочие группы амбиции, но это нельзя сделать сразу.

Нас критикуют с двух сторон. Одни говорят: «Мы в космосе к 2035 году!», а другие говорят: «Наоборот, у вас здесь дорожные карты про 2016 год и про государственные деньги! А где же ваши амбиции?».

Видимо, ни те, ни другие внимательно дорожной карты не читали. Потому что дорожная карта заявляет амбицию на 2035 год, но при этом показывает конкретные проекты на 2016 год. А иначе, если не будет быстрых побед, не будет общественно-государственной поддержки. В этом смысле дорожная карта, как и вся Национальная технологическая инициатива, соткана из противоречий. Но, как нас учили классики марксизма и ленинизма: «Движение вперёд – это всегда конфликт».

Справка:
«Форсайт-флот 2016», в котором приняли участие свыше 700 человек, прошел 15-19 мая 2016 года на реке Волге по маршруту «Самара-Астрахань». Повестка - совместная выработка стратегии и системы управления Национальной технологической инициативой.
На «Форсайт-флоте 2016» было заявлено более 150 инициатив, многие из них вошли в презентации итоговых 70 проектов.
Результаты совместной работы участников «Форсайт-флота 2016» будут представлены на рассмотрение Президенту Российской Федерации Владимиру Путину в июле 2016 года.
Организатором "Форсайт-флота 2016" выступило Агентство стратегических инициатив в партнерстве с РВК, Союзом «Ворлдскиллс Россия», Ассоциацией «Профессиональное сообщество директоров «Директориум».

Иллюстрации предоставлены пресс-службой АСИ.

РЕЙТИНГ

4.65
голосов: 117

Обсуждение