Наука и технологии России

Вход Регистрация

Атомная переподготовка

Программы повышения квалификации передовых отечественных вузов – очень важный ресурс развития академической мобильности в России. Ведь преподаватели, приезжающие из регионов на такую переподготовку, не только вместе учатся, но и общаются, завязывают знакомства, что в дальнейшем способствует проведению совместных экспериментов. Таково мнение исполняющего обязанности декана факультета повышения квалификации и переподготовки кадров НИЯУ МИФИ Сергея Киреева.

– При организации и проведении процесса повышения квалификации преподавателей и сотрудников нашего университета основное внимание уделяется направлениям, связанным с новой технологической платформой атомной отрасли, реформированием высшего образования, развитием инновационной деятельности. Выбор данных приоритетов обусловлен тем, что НИЯУ МИФИ является базовым вузом атомной науки и промышленности, поддерживает основные специальности госкорпорации «Росатом» по профильным научным направлениям и критическим технологиям.

Поскольку атомная отрасль вступила в период интенсивного развития, перед университетом поставлена задача её кадрового обеспечения. Это требует качественно нового «человеческого капитала», который должен быть восприимчив к инновациям, иметь современную профессиональную подготовку, обладать компетенциями в сфере информационных технологий, экономики и менеджмента.

Решить эту задачу могут только высококлассные преподаватели и научные сотрудники, владеющие современными профессиональными знаниями и методами преподавания. Именно на достижение этих целей направлена реализация программ повышения квалификации преподавателей и сотрудников университета в последние годы в вузе (в 2007–2008 годах в рамках инновационно-образовательной программы МИФИ, в 2009–2010 годах в рамках Программы создания и развития НИЯУ МИФИ на 2009–2017 годы).

Существуют ли в вашем университете программы академической мобильности?

– В рамках повышения квалификации в НИЯУ МИФИ академическая мобильность реализуется в двух направлениях. Первое: мы активно участвуем в повышении квалификации преподавателей российских вузов, которые приезжают к нам на обучение практически из всех регионов – от Калининграда до Камчатки и Сахалина (примерно из 100 высших учебных заведений). МИФИ является базовым университетом по повышению квалификации преподавателей вузов в соответствии с приказом Рособразования № 2142 «О повышении квалификации в 2010 году научно-педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию». Финансирование обеспечивается предусмотренными в этом приказе бюджетными средствами. По плану к нам должно приезжать 150 человек, а фактически получается около 200. Следует отметить, что наряду с преподавателями у нас доучиваются специалисты атомной и других наукоёмких отраслей из различных регионов.

Второе направление академической мобильности – повышение квалификации научно-педагогических работников нашего университета в других базовых вузах и их стажировка в ведущих научно-образовательных и производственных центрах в России и за рубежом. Эти стажировки финансируются как за счёт средств Программы создания и развития НИЯУ МИФИ, так и за счёт внебюджетных финансовых ресурсов. В частности, в последние годы по ряду направлений, связанных с атомной сферой, организовывались стажировки на российских и европейских отраслевых предприятиях и атомных электростанциях (РНЦ «Курчатовский институт», ЛАЭС, ЦЕРН, МАГАТЭ и многие другие).

Наш факультет организовал проведение зарубежных стажировок для более чем ста сотрудников университета. В целом по МИФИ это число наверняка больше.

Приглашает ли к себе НИЯУ МИФИ преподавателей, исследователей из других вузов и НИИ?

– Безусловно. В частности, для повышения квалификации преподавателей и сотрудников университета по ГРИД-технологиям к современным физическим исследованиям было привлечено несколько ведущих сотрудников ЦЕРНа. В прошлом году, в конце декабря, для обучения наших работников и специалистов атомной отрасли мы приглашали трёх экспертов из МАГАТЭ. Финансирование подобных мероприятий осуществляется из внебюджетных средств.

Кроме того, наш университет участвует в конкурсе, проводимом Минобрнауки России, по приглашению в вузы выдающихся отечественных и зарубежных учёных.

Как Вы считаете, достаточно ли развита в России академическая мобильность?

– На мой взгляд, в целом не развита. Для сравнения можно рассмотреть возможности ведущих вузов в советское время: любой преподаватель или молодой инженер имел возможность участвовать в научных конференциях в любом регионе страны. При этом финансирование было в основном бюджетным – существовали специальные фонды. В постсоветский период такая практика почти исчезла. Правда, стоит отметить, что в последние годы государством делается в этом направлении очень много.

Что касается повышения квалификации преподавателей вузов России, то её необходимо постоянно расширять и развивать. Для этого надо искать дополнительные средства. Практически все преподаватели, которые приезжают к нам, отмечают важность развития мобильности в этой сфере. Ведь речь идёт о возможности не только пройти обучение, но и обсудить общие проблемы, выработать планы на перспективу, что чрезвычайно полезно! Я считаю это возрождением очень важной и нужной традиции.

Приведу пример: по направлению «нанотехнологии» у нас повышали квалификацию преподаватели целого ряда вузов. Они остались чрезвычайно довольны. Во-первых, педагоги работали на самом современном оборудовании, которого во многих университетах ещё просто нет. Во-вторых, они наладили новые связи со специалистами НИЯУ МИФИ и теперь могут на наших установках проводить совместные эксперименты. Считаю это очень важным дополнительным аргументом для развития образовательной мобильности в России.

РЕЙТИНГ

2.50
голосов: 2

Галереи

Люди в науке. Искусство науки - 2010

Работы участников конкурса

120 фото

Обсуждение